Растения

Анна Владимировна Анна Владимировна

Раздел: Биология. Уровень: 6 класс

Ответьте на вопросы.

1. Во флоре Кавказа насчитывается около 6000 видов цветковых растений, а на такой же площади Европейской равнины около 2000. Чем вы объясните это различие?

2. Объектив микроскопа увеличивает в 20 раз, а окуляр — в 15 раз. Подсчитайте, какое увеличение можно получить в микроскопе.

3. Если рассмотреть под микроскопом лист водного растения элодеи, можно увидеть движение цитоплазмы. Однако у других растений мы этого не наблюдаем. Почему?

4. У растений (лука, кукурузы, гороха, фасоли), которые выращиваются в питательном растворе, значительно уменьшается количество корневых волосков или они исчезают совсем. Почему?

5. Подземные побеги картофеля и топинамбура (клубни) под действием света зеленеют, а подземные органы георгин нет. Почему?

6. В сельскохозяйственной практике производят окучивание растений, однако многие растения в этом не нуждаются. Объясните целесообразность или нецелесообразность подобного агротехнического приема.

7. Двое учащихся решили вырастить герань. Один из них купил глиняный цветочный горшок, положил в него камни, сверху насыпал слой почвы, а затем посадил герань. Второй посадил герань в железную банку с землей. Ухаживали мальчики за цветами одинаково. У первого герань вскоре зацвела, а у второго зачахла. Почему?

8. Хорошо известен опыт, показывающий наличие корневого давления, однако если поставить срезанные цветы в воду, то уровень воды в вазе быстро понизится, хотя корней нет. Почему?

9. Фосфорные удобрения и навоз вносят в почву осенью, а азотные — в первой половине лета в виде подкормки. Почему?

10. Ученица неудачно пересадила комнатное растение и повредила много корешков. Растение стало вянуть, хотя его хорошо поливали. Дайте объяснение, почему стало вянуть растение.

11. Растения экономно испаряют воду, однако часто после дождя или рано утром на кончиках листьев земляники можно увидеть капельки воды. Если их попробовать на вкус, они сладкие. Объясните это явление.

12. Школьники посадили деревья, но не все их обрезали. В результате многие пересаженные деревья засохли. Дайте объяснение этому явлению.

13. Из почвы растения поглощают воду и минеральные вещества. Однако такие вещества, как сахар, белки, масла, крахмал, растения не получают из почвы. Почему в растениях находятся эти вещества.

14. Почему салат и шпинат рекомендуют срывать вечером?

15. На двух делянках был посажен картофель одного сорта. Одна делянка была под яблонями, а другая — на открытом месте. Уход был одинаковый. С какой делянки и почему собрали больший урожай картофеля?

16. С гектара пшеницы в среднем получается 16 т сухого вещества (4 т зерна и 12 т соломы и корней). Для получения одного килограмма сухого вещества расходуется не менее 300 л воды. Сколько расходуется воды при выращивании пшеницы на 5000 га?

17. У сосен, растущих в лесу, теряются нижние ветки, а у ели они сохраняются до глубокой старости. Объясните данное явление.

18. После сильного дождя рожь на поле «полегла». Однако как только погода изменилась, рожь «встала». Дайте объяснение этому явлению.

19. С какой целью человек использует прививку плодовых растений?

20. Цветки растений имеют различную окраску, но замечено, что растения, цветущие вечером и ночью, имеют чаще всего венчик белого и желтого цвета. Дайте объяснение этому явлению.

21. У большинства растений сначала появляются листья, а затем растения зацветают, но известны растения, которые зацветают прежде, чем появляются листья. Объясните это явление.

22. Ученые заметили, что весной зацветают растения с фиолетовыми и синими цветками, летом — с белыми или желто-белыми. Дайте объяснение этому явлению.

23. Безветренная погода во время цветения ржи и пшеницы может стать причиной снижения урожайности ржи, а на урожай пшеницы такая погода не влияет. Почему?

24. Вкус ягод зависит от погоды и от времени их сбора. Когда ягоды слаще, в дождливый или ясный солнечный День?

25. Почему капусту и томаты сажают рассадой, а свеклу и огурцы — семенами?

26. На 1 га поля растет 500 растений капусты, каждое из которых испаряет за сутки 1 л воды. Пользуясь микрокалькулятором, рассчитайте, сколько потребуется влаги для ухода за капустой на площади 300 га в течение двух летних месяцев (60 дней).

27. Для повышения урожая используют различные удобрения. На поля, где росли бобовые, не вносили удобрения, но, несмотря на это, с них был получен большой урожай пшеницы и картофеля. Дайте объяснение этому явлению.

28. Луга, возникшие на месте сведенных лесов и на водоразделах, дают неплохой "урожай сена, однако луга в поймах рек дают значительно больше сена. Чем это можно объяснить?

29. Из зерна пшеницы, попавшего в придорожный грунт, выросло растение высотой 10 см и с маленьким колосом, а в поле из такого же зерна выросло мощное растение с крупным колосом. Объясните это явление.

30. На лугу в течение нескольких лет пасли крупный рогатый скот. Изменится ли состав растений на этом лугу?

31. В березовом и осиновом лесу между деревьями были посажены молодые ели. Через некоторое время на этом месте вырос сумрачный еловый лес. Объясните это явление.

32. Лесоводы знают, что с увеличением возраста леса количество деревьев в нем уменьшается. Например, сосна высеивает примерно 25 млн. семян на 1 га; через 20 лет вырастает около 5 тыс. деревьев, а через 150 лет остается примерно 500 сосен. Объясните, с чем это связано. Какая здесь существует биологическая закономерность?

33. Двое учащихся выращивали картофель. Они поливали, рыхлили почву, подкармливали и окучивали растения одинаково. Один из них оборвал с ботвы картофеля много листьев, другой — удалил с ботвы только боковые побеги и цветки. Кто из них соберет больший урожай и почему?

34. При длительном хранении клубней картофеля из глазков часто вырастают не побеги, а молодые клубеньки — «детки». Дайте объяснение этому явлению.

35. Зимой в саду к стволам плодовых деревьев подгребают снег, который покрывают еще и слоем опилок. Почему при таком уходе деревья дают больший урожай?

36. При длительном хранении клубни картофеля теряют вес, морковь также теряет вес и становится менее сладкой. Дайте объяснение этому явлению.

37. В аквариумы, кроме рыбок, помещают различные водные растения: валлиснерию, криптокорину, элодею и другие. Они украшают аквариумы. Если вынуть эти растения из воды, они теряют свою форму. Какие особенности строения обеспечивают мягкость и гибкость этих растений?

38. У деревьев и других растений, произрастающих на суше, вода и минеральные соли передвигаются по сосудам древесины снизу вверх (от корней к листьям). Органические же вещества передвигаются по сосудам луба от листьев к корням. У водорослей нет проводящей системы. Как у водорослей происходит обмен веществ?

39. Водоросли,- как и все растения, нуждаются в солнечном свете, однако многие морские водоросли могут жить только на больших глубинах, куда он слабо проникает. Эти водоросли имеют красную и коричневую окраску. Дайте объяснение подобному явлению.

40. По внешнему строению морские водоросли похожи на растения суши, однако ризоиды морской водоросли — не корни, а тело водоросли — не лист. Почему?

41. Большинство водорослей произрастает в воде, однако водоросли, которые растут в приливно-отливной зоне морей и океанов, часть суток находятся вне воды, что им совсем не вредит. Какие приспособления имеются у водорослей, помогающие им переносить неблагоприятные условия?

42. Давно замечено, что в северных морях, где вода холодная, водоросли растут значительно лучше, чем в морях южных широт. Объясните это явление.

43. Мох выдерживает большие морозы и сильную жару, растет при сравнительно небольшом количестве света, однако он сильно нуждается в воде. Почему?

44. После экскурсии на торфопредприятие в классе возникла дискуссия, как образуется торфяное болото. Одна группа считала, что болото появляется вследствие зарастания водоемов. Другая утверждала, что сами растения способствуют заболачиванию, понижению местности и постепенному появлению торфа. Кто из них прав?

45. Растения в природе достигают значительных размеров, встречаются деревья высотой 30—40 м и больше. Однако на торфяных болотах деревья практически не растут, а большинство мохоподобных растений низкорослы. Объясните данное явление.

46. В лесном массиве произрастало много папоротников, однако после вырубки леса папоротники погибли. Почему?

47. Как вы думаете, отличаются ли по своему строению корневые системы двух сосен одного вида при условии, что одна из них выросла на камнях в гористой местности, а другая — на болоте?

48. Замечено, что во время сильной бури ветер выкорчевывает ели, а сосны ломает. Почему?

49. В тропических лесах много лиан и других вьющихся растений, в то время как в лесах средней полосы они не встречаются. Почему?

50. Самыми многочисленными в тропиках являются орхидные, у которых цветки имеют приспособления к опылению определенными насекомыми и птицами колибри, а в умеренном климате — сложноцветные. Почему?

51. Папоротники достигают значительных размеров в тропических лесах и сравнительно крупных в средней полосе, а мхи нет. Дайте объяснение этому явлению.

52. Леснику предложили выбрать себе участок для постройки дома. Какой участок порекомендовали бы вы ему выбрать: в еловом лесу, где много мха и лишайников, или в березовом. Почему?

53. Одни растения широко распространены, например лиственница, береза, тополь, подорожник. Другие растут только в определенных местах, например в горах растет эдельвейс, в лесах — ландыш, на болотах — клюква и др. Объясните это явление.

54. Рост корня, стебля, листа, цветка, плода зависит отделения и роста клеток. Весной в древесине образуются более крупные клетки, чем осенью. Как объяснить это явление?

55. Корни кукурузы с 1 га накапливают столько железа, что из него можно выковать 2 кг гвоздей, а из меди, накапливаемой этими же корнями, можно изготовить 20 м проволоки. Рассчитайте, сколько металла можно получить из посевов кукурузы с площади в 1 тыс. га.

56. Осенью наряду с молодыми растениями пастушьей сумки в лесу можно встретить цветущие растения с плодами. Дайте объяснение этому явлению.

57. Помимо растений, в листьях которых протекает процесс фотосинтеза, встречаются растения с хорошо развитыми листьями, но в них не происходит фотосинтеза (например, внутренние листья кочана капусты). Объясните это явление.

58. Многие зимние сорта яблок снимают с дерева еще зелеными и совсем невкусными, однако через некоторое время они дозревают. Объясните это явление.

59. В листьях растений в хлоропластах интенсивно протекает процесс фотосинтеза. Происходит ли он в плодах? Почему?

60. При выращивании некоторых овощных растений, например капусты, нельзя обрывать наружные листья. Почему?

61. Летом многие пруды, а также аквариумы, которые стоят у окон, «зацветают» — вода в них теряет свою прозрачность и становится зеленой. Почему это опасно для жизни водоема?

62. На пустыре, где росла крапива, решили посадить огурцы или горох. Крапива, как известно, растет на богатой минеральными веществами почве. На этом участке посадили горох. Правильно ли был сделан выбор?

63. В тропических лесах можно встретить деревья, корни которых располагаются не только в почве, но и над почвой. Дайте объяснение этому явлению.

64. Косить траву можно в любое время дня, но народная мудрость гласит, что лучше всего ее косить утром. Справедливо ли это утверждение?

65. Большинство растений, цветущих весной, отцветают весной или в начале лета, однако известно, что некоторые из них иногда дают отдельные цветки и осенью. Объясните это явление.

66. Если в почву, бедную известью, положить кусочек мрамора, то через некоторое время (около трех месяцев) он будет «изъеден» корнями растений. Каким образом растения «грызут» камни?

67. На месте вырубленного леса часто начинается заболачивание почвы. Чем это можно объяснить, ведь эти участки гораздо сильнее освещаются и обогреваются солнцем?

68. Среди растений средней полосы крупные и яркие цветы имеют в основном травы и кустарники, а не деревья. Как вы думаете, почему?

Ответы:

1. Разнообразие растений зависит от климатических условий. Чем благоприятнее условия жизни, тем богаче растительность, и чем суровее климат, тем беднее мир растений. Влажный и теплый климат Кавказа более благоприятен для цветковых растений, чем умеренный климат Европейской равнины.

2. В 300 раз.

3. Движение цитоплазмы в листьях элодеи мы наблюдаем потому, что элодея как водное растение имеет тонкую покровную ткань — эпидерму и менее вязкую цитоплазму, чем наземные растения.

4. У растений, выращенных в питательном растворе, потребность в корневых волосках с их поглотительными клетками значительно уменьшается вследствие достаточного количества воды.

5. Свойство подземных органов зеленеть на свету зависит от их происхождения (видоизмененный побег, видоизмененный корень)., Видоизмененные корни (корнеклубни) георгин не обладают свойством зеленеть на свету.

6. Окучивание проводят для образования придаточных корней, что ведет к лучшему укреплению растений в почве и усилению минерального питания. В окучивании нуждаются травянистые растения. Не окучивают деревья и кустарники, которые имеют развитую корневую систему.

7. В керамическом горшке воздух свободно поступает к корням, поэтому растение в нем нормально развивалось, а в железной банке, где доступ воздуха был ограничен, оно погибло.

8. Помимо испарения воды с поверхности большое количество воды поглощают надземные органы, чаще всего листья.

9. Фосфорные удобрения и навоз за зиму успевают частично разложиться и весной лучше усваиваются растениями. Азотные удобрения быстро вымываются из почвы, поэтому для лучшего усвоения они вносятся весной.

10. При пересадке комнатного растения было повреждено много корешков, на которых располагаются корневые волоски. Поэтому растение, несмотря на то что его обильно поливали, не могло усваивать воду.

11. Выделение листьями капелек воды происходит при насыщении воздуха водяными парами. Вместе с водой из растений выделяются различные вещества, которые и определяют ее вкус.

12. У дерева существует определенное соотношение корневой системы и величины кроны. При пересадках часть корней повреждается, поэтому для приживания на новом месте необходимо уменьшить объем кроны.

13. Белок, крахмал и жиры — это органические вещества, которые накапливаются в растениях в результате фотосинтеза.

14. Под вечер в листьях этих растений накапливается наибольшее количество питательных веществ, образующихся за счет фотосинтеза.

15. Больший урожай картофеля получат с делянки, которая находится на открытом месте, так как у этих растений фотосинтез протекает интенсивнее и, соответственно, быстрее идет процесс накопления органических веществ.

16. 24 млн. т воды.

17. Сосна — светолюбивое растение, ее верхушка тянется к свету, ветви, оказавшиеся в тени, отмирают. Ель — теневыносливое растение, строение кроны конусом обеспечивает ей необходимое количество света от макушки до корней.

18. Эта способность злаков связана с особенностями строения стебля, наличием узлов, содержащих особые клетки стателиты.

19. Производят прививку для того, чтобы получить плодовые растения с необходимыми признаками (урожайность, вкусовые качества, морозоустойчивость и т.д.).

20. Такая окраска цветка лучше видна в полумраке и привлекает насекомых даже при минимальном освещении.

21. У ветроопыляемых растений появление листьев раньше цветков не будет мешать опылению. У насекомоопыляемых растений листья будут мешать насекомым видеть и находить цветки.

22. Синие и фиолетовые цветки в безлистном лесу на светло-коричневом фоне прошлогодних листьев более заметны для насекомых-опылителей. Венчик цветка такой окраски воспринимает весной больше тепла. Желто-белая окраска цветков летом предохраняет их от перегрева, цветки хорошо видны опылителям на фоне зеленых растений.

23. Рожь — ветроопыляемое растение, пшеница — самоопыляемое. В безветренную погоду рожь не опыляется, что приводит к значительному снижению урожая.

24. Ягоды слаще в солнечный день, так как в растении более интенсивно идет процесс фотосинтеза, и в плодах накапливается больше Сахаров.

25. Капуста и томаты — теплолюбивые растения; при посадке семенами они не успевают созревать за вегетационный период. К тому же они хорошо переносят пересадку в грунт в виде рассады. Свекла — холодоустойчивая культура и успевает в умеренном климате дать урожай при посеве семенами. Огурцы можно выращивать и семенами и рассадой.

26. 9 тыс. т воды.

27. В почву, где росли бобовые, не надо вносить азотные удобрения, так как эти растения имеют в корневых клубеньках бактерии, которые накапливают азот в почве.

28. Пойменные луга каждую весну заливаются водой и илом и поэтому дают хорошие урожаи, так как обеспечены и влагой и питательными веществами.

29. На развитие растения, росшего в придорожном грунте, повлиял механический состав почв: грунт сильно уплотнен, имеет слабый доступ воздуха, небольшое количество питательных веществ, на поле же растение имеет все условия для нормального развития.

30. Изменится, так как на этом лугу не происходит восстановления травяного покрова, часть травы коровы съедают, а часть —вытаптывают. Останутся в основном низкорослые растения, имеющие розетки листьев.

31. Ель — теневыносливое растение, поэтому оно может расти под пологом березового или осинового леса. Получив доступ к свету, ель поднимается над лиственными породами и действует на них угнетающе. Без доступа света березы и осины не могут конкурировать с елью.

32. В лесу в процессе роста деревьев происходит борьба за существование. Более сильные деревья угнетающе действуют на своих соседей, которые со временем отмирают. Таким образом происходит самопрореживание.

33. Картофель, с ботвы которого было оборвано много листьев, даст меньший урожай, поскольку фотосинтез у этих растений будет протекать медленнее, и, соответственно, будет значительно меньше накапливаться в клубнях крахмала.

34. При хранении картофеля в подвалах создаются условия, необходимые для развития клубней (температурный режим, наличие питательных веществ), недостаток же света вызывает образование клубней на месте роста столонов.

35. Растение при „ такой обработке хорошо переносит зимовки и лучше обеспечивается влагой.

36. В результате процесса дыхания, происходящего в клубнях картофеля, запас питательных веществ и влаги постепенно уменьшается, соответственно уменьшается и масса клубней.

37. Водоросли не имеют таких опорных структур, как стебель. Поэтому, если их вынуть из воды, они теряют свою форму.

38. Водоросли — низшие растения, они не имеют ни корней, ни стеблей, ни листьев. Растение находится в воде, клетки его поглощают с водой питательные вещества; процесс фотосинтеза идет в каждой клетке водоросли.

39. Глубоководные водоросли поглощают невидимую часть солнечного спектра, которая проникает на большие глубины. Поэтому они имеют красную и коричневую окраску.

40. Сходство водорослей с высшими растениями чисто внешнее. Поскольку они низшие растения, у них нет ни листьев, ни корней, ни стеблей.

41. Многие водоросли покрыты студенистым веществом, которое замедляет испарение воды.

42. В северных морях водоросли растут лучше, потому что в холодной воде растворяется больше кислорода, который необходим для дыхания растению.

43. Мох всасывает воду с помощью ризоидов (зеленые мхи) или нижней частью стебля (торфяной мох). При недостатке влаги развитие мха задерживается или растение погибает.

44. Правы обе группы. .

45. Нарастание толщины торфа приводит к заглублению корневой шейки и корневой системы дерева. Недостаток минеральных веществ, кислая реакция и низкая температура затрудняют его рост. В свою очередь, отсутствие корней и механических опорных тканей приводит к низкорослости мхов.

46. Папоротники растут во влажных местах под пологом леса. Вырубка леса лишила их благоприятных условий обитания.

47. На болоте корни сосны будут располагаться у поверхности, в горах из-за недостатка влаги они проникают на большую глубину.

48. Сосны имеют глубоко расположенную корневую систему, а у елей корни располагаются у поверхности почвы.

49. Тропические леса значительно больше затенены, чем леса средней полосы, поэтому в них много вьющихся растений, которые, пробираясь к свету, используют в качестве опоры другие растения. Леса средней полосы просторные, светлые, и растения, произрастающие в них, в таких приспособлениях не нуждаются.

50. Соцветия у этих растений хорошо приспособлены ко всем формам опыления (ветром, насекомыми и т.д.); этим и объясняется их широкое распространение.

51. Папоротники достигают значительных размеров за счет наличия опорных структур в стебле, у мхов же опорных тканей нет.

52. Лучше выбрать участок в березовом лесу, там светло, просторно, тепло. В еловом лесу сумрачно, более прохладно и влажно.

53. Лиственница, береза, тополь и подорожник могут произрастать в разных условиях среды обитания. Существуют растения, которые могут обитать в строго определенной среде.

54. Весной условия для деления клеток более благоприятные, чем осенью.

55. 2 т железа, 20 км медной проволоки.

56. Пастушья сумка, как и другие сорняки, за лето дает 3—4 поколения.

57. Внутренние листья кочана капусты хорошо развиты, но они практически не содержат хлорофилл, так как к ним не проходит свет.

58. В клетках мякоти плодов при определенных условиях хранения происходят сложные процессы превращения крахмала в сахар и ароматические вещества.

59. Фотосинтез происходит в плодах, пока они зеленые.

60. В наружных листьях капусты интенсивно протекают процессы газообмена, фотосинтеза, испарения воды, поэтому обрывать их не следует.

61. Вода «зацветает» за счет размножения большого количества водорослей, которые мешают проникновению света в нижние слои водоема. Это приводит к недостатку кислорода на большой глубине. Накопление органических веществ ведет к заиливанию и гибели жизни в водоемах.

62. Выбор был сделан неверно. Следовало посадить огурцы, поскольку крапива — показатель хороших почв, необходимых для огурцов; горох меньше нуждается в удобрениях, так как обогащает почву азотом.

63. Корни, которые находятся над почвой, выполняют роль органа дополнительного газообмена (воздушные корни), а также служат для большей устойчивости растения (ходульные корни).

64. Утром при росе повышено тургорное давление, открыты устьица, стебли упругие, что облегчает их скашивание, а главное, открытые устьица в дальнейшем значительно ускоряют процесс высушивания (трава, скошенная при закрытых устьицах, хуже сохнет).

65. Повторное цветение растений — распространенное явление. Ранняя засуха или поздние заморозки, холодное лето или жаркая осень могли замедлить нормальное развитие растений.

66. Корни растений создают в почве кислую среду, разрушающую карбонат кальция, из которого состоит мрамор.

67. Сведение лесов часто вызывает интенсивное развитие мхов, способствующих заболачиванию почв.

68. Большинство деревьев средней полосы ветроопыляемые, поэтому у них цветки мелкие и невзрачные.