Великий и ужасный ЕГЭ

Лайфхаки

 

Поделиться:
Приближается осень и скоро вчерашние школьники, успешно сдавшие ЕГЭ, займут свои места в университетских аудиториях. Однако, несмотря на то, что ЕГЭ уже достаточно давно проводится в российских школах, до сих пор не утихают споры о целесообразности введения единого экзамена, который школьники сдают, выполняя тесты. Людям старшего поколения, заставшим обычные письменные и устные экзамены, кажется, что тестами никак нельзя измерить уровень знаний школьника. А видя вопросы некоторых тестов, порой поражаются их нелогичности, а иногда и двусмысленным формулировкам, которые не позволяют выявить правильный ответ. И начинается – ЕГЭ это бред и тихий ужас, верните привычные экзамены!

Пытаясь рассуждать о ЕГЭ, многие люди забывают, зачем его ввели. А ввели его не потому, что аналог такого экзамена есть во многих развитых странах. И даже не для того, чтобы более точно определить уровень знаний и способностей ученика. То есть, конечно, тесты показывают, насколько хорошо школьник знает тот или иной предмет, но ЕГЭ все-таки ввели не для этого.

Задача ЕГЭ – определить, насколько хорошо будущий студент будет учиться в университете и какова вероятность, что он его вообще закончит. Отсюда и ряд откровенно бредовых вопросов в тестах, которые так бесят несведущих в этом вопросе людей. Перед разработчиками тестов ставилась очень четко обозначенная задача: создать измерительно-контрольные материалы, которые позволят отсеять откровенных лентяев, не желающих учиться и найти тех, кто захочет продолжить образование.

Ключевое слово тут «продолжить». Дело в том, что современная общеобразовательная российская школа практически ничему не учит ребенка. Это врожденный порок действующей в стране системы образования. Это ни хорошо, ни плохо, нужно лишь понять, что система вот такая и с этим ничего не поделаешь. Исправить положение поможет лишь обучение в частной школе или напряженные занятия с репетиторами, но такой вариант явно не для всех. А так как школа учит плохо, получить более-менее приличное образование можно только в вузе.

Когда наше родное государство столкнулось с крайне низким качеством «сырья», которое нужно несколько лет обучать, бережно выращивая из малообразованных школьников высококлассных специалистов, оно призадумалось. А когда стало окончательно ясно, что студенты не больно-то горят желанием учиться, а то и вовсе бросают вуз на втором или третьем курсе, было решено пойти другим путем. И вот тогда появился ЕГЭ.

Помимо того, что стандартизованные тесты позволяют с большой точностью выявить готовых к дальнейшей учебе ребят, попутно была решена еще одна задача, а именно резкое снижение уровня коррупции. Конечно, ЕГЭ не идеален, но сегодня стало значительно труднее запихнуть любимое чадо в университет, подкупив экзаменаторов. Но речь не о коррупции, а о том, что там действительно измеряют тесты.

А измеряют они всего-навсего способность будущего студента к дальнейшему обучению. То есть, у ученика, набравшего большее количество баллов, больше шансов успешно окончить вуз, чем у ученика с меньшим количеством баллов. Самые тупые отсеются автоматически. И приемной комиссии вуза придется лишь выбирать – какой балл является проходным. ЕГЭ – очень хитро устроенная штука и то, что в просторечии именуется тестами, недаром называется заковыристым обозначением «контрольно-измерительные материалы».

По сути, ЕГЭ – это такой оракул, который с достаточной точностью предсказывает будущее школьника. Не качество образования ученика, не уровень его эрудированности, не знание предмета – только лишь вероятность, что вот этот вот конкретный школьник, вполне возможно, успешно закончит вуз.

То есть это в чистом виде статистика. Более высокий балл (балл – это не оценка, это статистический показатель) показывает, что ученик как минимум способен прочесть и понять смысл вопроса, имеет необходимый багаж знаний для того, чтобы выбрать верный ответ и способен рассуждать логически в непростой ситуации, когда нет уверенности в правильности выбора.

Те, кто ругает ЕГЭ, просто не понимают, что государству (а экзамен ведь государственный) вообще без разницы, насколько тонко ребенок понимает литературу, какое у него великолепное произношение, когда он говорит по-английски или каковы его успехи в математике. Государству нужны лишь способные к обучению студенты, которые в будущем станут специалистами.

Прежняя экзаменационная система проблему не решала, так как школьника или абитуриента было очень легко завалить на устном экзамене. Отсюда и введение ЕГЭ. У тестов нет любимчиков, они не могут брать взятку и они достаточно точны. А это и нужно государству.
Обсуждения (0)