Проблемы с учебой могут возникнуть у ребенка в любом возрасте. Невозможно предугадать, что именно послужит толчком, который выбьет школьника из учебного процесса. Это может быть, как потеря интереса к предмету из-за скучно подаваемого материала, так и, например, нежелание учиться из-за того, что есть много других, более важных с точки зрения школьника, дел. Более того, желания учиться может не быть изначально – если в первые несколько дней первоклассника не «зацепил» процесс познания.
Прежде чем наказывать ребенка или записывать на всевозможные дополнительные занятия (которые могут усугубить ситуацию), попробуйте следовать четырем простым советам, которые составил для вас IQ2U.
1. Сделайте скучное увлекательным
Способности ребенка могут развиваться лишь в той деятельности, которую он считает интересной. Если нет удовольствия от процесса, то сколько ни «натаскивай», сколько ни вкладывай – результат будет практически нулевой. По какой-то причине целью нашей современной системы образования является закладывание в ребенка определенного набора знаний, подготовка к ЕГЭ, всё, что угодно, кроме самого важного – прививания любви к самому процессу познания.
«Привяжите» интересы ребенка к школьным предметам. Ребенку интересны компьютерные игры? Покажите ему Scratch – глядишь, захочется собственные игры создавать, и программированием увлечется. Ребенок обожает какой-то зарубежный мультсериал? Поищите, чаще всего он в Сети появляется гораздо раньше, но без дублированного перевода, а с субтитрами. Неплохой способ научиться на слух воспринимать английскую речь. Или предложите перевести пару любимых песен, если ваш сын – фанат какой-то зарубежной группы. При изучении английского языка, неплохие результаты можно получить, если регулярно переводить тексты. Интересно практиковаться в таком занятии c сервисами коллективных переводов – Cotranslate или Notabenoid.
Еще немного фактов для размышления: дети находят интересную информацию очень привлекательным средством вознаграждения. Сын без ума от космоса, звезд и галактик, а требуется научиться делить числа в столбик? Предложите ему посчитать, сколько времени требуется свету, чтобы преодолеть расстояние от Солнца до Земли (150 млн. км.), с учетом того, что скорость света – 300 тыс. км в секунду. А сколько это будет в минутах? Пусть обучение проходит в игровой форме, ну или хотя бы с элементами игры. Тогда это будет нескучно и интересно.
2. Хвалите ребенка за успехи
Похвала – это удивительно сильный инструмент для мотивации. Она может быть использована для развития тех черт характера, которые с трудом даются ребенку. Хвалите его за самые небольшие успехи, если до этого ребенок не показывал хорошей успеваемости. Гиперактивные дети, которые не могут сосредоточиться на занятии, заслуживают поощрения уже после 10-15 минут учебной деятельности.
Хвалить ребенка за «правильное» поведение гораздо эффективнее, чем наказывать за «неправильное». Это связано с особенностью психики людей, в особенности детей – встроенными механизмами защитной реакции на стрессовые ситуации (а наказание является для ребенка стрессом). Через несколько недель человек и не вспомнит, за что его ругали, а вот услышать хорошие, добрые слова о себе любому захочется еще раз.
Однако необходимо понимать, что похвала может принести не только пользу, но и огромный вред. Так, исследования показали, что внешняя мотивация (грамоты, деньги, игрушки и т.д.) способны значительно снизить мотивацию внутреннюю. Через какое-то время ребенок может либо стать зависимым от похвалы, либо останется заинтересованность лишь в ней (или любой награде), а вот сам процесс интересен уже не будет. Об этом явлении рассказывается в книге Альфи Кона «Наказание наградой». Подход «закончишь четверть без “троек” – купим тебе ноутбук» по отношению к подростку, который и так вроде неплохо учится – очень вредный, опасный и пользоваться им не следует. А вот замотивировать таким образом школьника, который интересуется играми, общением с друзьями, шалостями, в общем, чем угодно, кроме учебы, и при этом получает «удовлетворительно» по большинству предметов – будет неплохой идеей.
Кстати, не лишним будет поощрить, похвалить ребенка, даже если он и не достигнет поставленной цели, но при этом все равно продвинется хоть немного в ее достижении. Пусть уж не ноутбуком, но дополнительными карманными деньгами на каникулах или возможностью совершить то, о чем он давно мечтал. Покажите ребенку, что вам интересно то, чем он занимается – когда школьник, получающий по предмету одни «двойки», принесет «тройку» – расспросите его, какой был вопрос, что он отвечал, сложно ли было. Задавайте вопросы и в конце обязательно скажите, какой он умница – «ты так старался и у тебя все получилось». Хвалите его за приложенные усилия, а не за интеллект или способности.
Вообще, похвала – это очень сложный и многогранный инструмент. Как и везде, важно соблюдать меру, не перехваливать, не преувеличивать достижения ребенка. Важно, чтобы при похвале вы не сравнивали ребенка с кем-то другим и уж тем более она не звучала в духе «можешь же, когда хочешь». Когда-нибудь мы остановимся на этом подробнее, а пока переходим к следующей хитрости.
3. Реагируйте на промахи и неудачи
Не бойтесь расстроить ребенка, указав ему на ошибки. Особенно, если он сам расстроен, подавлен из-за своей неудачи. Не утешайте и не успокаивайте его, а помогите найти и устранить проблему. Рассмотрим ситуацию: ребенок не может справиться с математической задачкой. Возможны следующие варианты:
• Вы ругаете его: «Да, способностей у тебя ноль. Даже такую простую задачу не можешь решить».
• Вы утешаете ребенка: «Ничего страшного, у тебя все получится в следующий раз, зато ты лучше всех читаешь стихи».
• Вы объясняете ему, что проблема в том, что он не хочет вникнуть в задачу: «Милый, ты торопишься поскорее отделаться от домашнего задания и не хочешь даже разобраться в том, как найти решение. Так дело не пойдет, чтобы найти ответ, необходимо осознать, как строится схема решения».
Чувствуете разницу? В первом случае вы внушите ребенку неуверенность в своих силах, во втором – учите ребенка беспомощности и способствуете формированию у него установки на данность, в третьем – помогаете ему преодолеть трудности, честно указав на причину, по которой у него не получается добиться успеха, формируете у него установку на рост. Основные отличия этих двух установок представлены на картинке ниже.
4. Делитесь лайфхаками
Очень многие дети страдают от того, что не могут организовать свое время и заставить себя делать то, что необходимо. Предположим, что проблемы с успеваемостью вызваны нежеланием ребенка делать домашние задания. Знакомо? Проблема очень распространена и единого решения не существует, т.к. причины могут быть абсолютно разными – слишком большая учебная нагрузка, отсутствие мотивации, ослабленность нервной системы, непонимание ребенком заданий и многое другое.
Частично уменьшить воздействие любого из этих факторов можно с помощью эффективного управления рабочим временем. Одним из полезных приемов в тайм-менеджменте является так называемая «Помидорная техника» планирования. И пусть вас не смущает несерьезное название – за ним скрывается действенное средство, позволяющее решить проблему с уроками. Техника Помидора работает следующим образом:
1. Составляется список актуальных дел, например:
a. Выполнить упражнение по русскому языку;
b. Заполнить контурную карту по истории;
c. Прочитать параграф по биологии.
2. Приблизительно оценивается, сколько по времени должна занимать каждая задача.
3. Устанавливается таймер на 25 минут, после чего ребенок начинает работать над первой задачей. Во время работы нельзя отвлекаться ни на что другое.
4. Когда таймер прозвонит – делается 5-минутный перерыв, а напротив задачи, над которой шла работа, ставится крестик (в оригинале он и является «помидором» – основной условной единицей методики).
5. После отдыха работа продолжается (также по таймеру).
6. Когда задача выполнена, она вычеркивается, а ребенок приступает к следующей.
7. Каждые 4 «помидора» устраивается более длительный перерыв – в 15-20 минут.
Основные тонкости методики:
• Нельзя прерываться во время рабочего интервала, «помидор» неделим. Если это все-таки необходимо, то устанавливайте таймер снова на 25 минут и начинайте работу. Прерванный «помидор» не учитывается.
• Если задача занимает длительное время – больше 5 «помидоров», разбивайте ее на несколько задач поменьше.
• Если ребенок решил задачу раньше, чем закончился «помидор», необходимо высидеть его до конца. В это время можно дополнительно проверить свою работу, составить Mind-карту прочитанного материала, как-то структурировать информацию.
• Отдых подразумевает собой полную смену деятельности – не просто сидеть за столом и ждать, а устроить физкультразминку, съесть яблоко, побегать, в длительные перерывы – поиграть в компьютерную игру или почитать книжку.
Кстати, эта техника отлично работает при подготовке к экзаменам, контрольным, да и при любой другой работе, где требуется внимание. Чего вы добьетесь, объяснив ребенку технику и убедив попробовать поработать по ней?
• Ребенок научится ставить цели и формулировать задачи.
• Учебный процесс будет идти оптимальным образом. Со временем ребенок привыкнет работать в течение 25 минут, ни на что не отвлекаясь.
• Время, необходимое на выполнение домашних заданий, сократится.
• Ребенок сможет организовать свою учебную деятельность, поймет, как можно управлять своим временем.
• Успеваемость повысится.
Для реализации «Помидорной техники» есть огромное количество программ, как на Android/iOS устройства, так и на компьютер. Они избавят от необходимости каждый раз ставить таймер вручную. А можно, как Франческо Чирилло, автор методики, воспользоваться обычным настольным механическим таймером. Можно поощрять ребенка за набор определенного количества «помидорок», главное, сформулируйте правила игры вместе с ребенком.
На самом деле есть огромное количество способов повысить продуктивность работы. Изучайте их, вникайте и делитесь с ребенком. Один Mind mapping чего стоит!
Любите своих детей и принимайте их такими, какие они есть. Помните, что ваша цель – помочь ребенку реализоваться, прожить свою жизнь, найти то, что ему будет по душе. Интерес к школе у детей пропадает по разным причинам – от скучной формы обучения, от непонимания, зачем нужно учиться, от неуспеваемости в освоении программы. И в ваших силах сделать так, чтобы в ребенке загорелась жажда познания!