Ответьте на вопросы.
1. В химический состав клетки человека входят белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты. В пище человека должны содержаться эти вещества. Решите, какие из них могут заменять друг друга, а какие незаменимы.
2. Вид одной и той же клетки, рассматриваемой под световым и электронным микроскопом, значительно различается. Как это объяснить? Можно ли предположить, что со временем в клетке будут открыты еще какие-нибудь органоиды, кроме тех, что известны?
3. Отличаются ли по размерам клетки одних и тех же тканей слона, мыши и человека?
4. Почему открытие клеточного строения организмов считается одним из величайших достижений XIX в.?
5. Мышечная ткань обладает свойствами возбудимости и сократимости, нервная ткань обладает возбудимостью и проводимостью. Как можно судить о возбудимости нерва, связанного с мышцей, по ее мышечной ткани?
6. При раздражении обнаженного нерва слабым электрическим током происходит сокращение мышц. При действии такими раздражителями, как щипок_ пинцетом, капелька соли, также происходит сокращение мышц. Почему?
7. Животное реагирует на воздействия внешней среды. Если разрушит какую-то часть рефлекторной дуги, будет ли животное отвечать на раздражение? Почему?
8. При ударе по сухожилию под коленом у человека сокращается четырехглавая мышца. Это коленный рефлекс. Если повредить идущий от сухожилия чувствительный нейрон, проявится ли рефлекс?
9. Клетки, ткани, органы и системы органов человека работают согласованно. При помощи чего создается согласование функции и взаимосвязь частей организма?
10. Человек живет и развивается под контролем двух программ: биологической и социальной. Что, по вашему мнению, больше изучается в разделе биологии «Человек и его здоровье» — биологические особенности человека или социальные?
11. Два ученика спорили. Один утверждал, что кость — сложный живой орган, а другой отрицал это. Кто из них прав и почему?
12. Человек рано утром имеет один рост, а вечером его рост уменьшается. Объясните это явление.
13. У молодого петуха удалили бедренную кость, оставив только надкостницу. Через некоторое время кость у петуха восстановилась. Что доказывает этот опыт?
14. Давно известно, что если ампутировать одну ногу, то происходит изменение внутреннего строения костей другой ноги. Дайте объяснение этому явлению.
15. При переломах и вывихах у пострадавшего необходимо обездвижить поврежденное место (наложить шины). Почему?
16. Какие свойства костей скелета обеспечивают их прочность и сравнительную легкость?
17. Почему кости пожилых людей более подвержены переломам?
18. Какие свойства сустава обеспечивают его прочность и подвижность?
19. Штангист поднял одной рукой предельный для себя груз массой в 50 кг. Рассчитайте предельное усилие, развиваемое мышцами руки атлета, если известно, что сила, поднимающая груз, должна быть в 10 раз больше массы самого груза.
20. Ритмом мышечных сокращений называется равномерное чередование работы и отдыха. Люди давно заметили, что под ритмичную музыку и пение легче идти, работать, танцевать. Как это можно объяснить с точки зрения физиологии?
21. Замечено, что заблудившийся путник обычно уклоняется влево. Однако у людей, лучше владеющих левой рукой (левшей), наблюдается обратное — он «кружит вправо». Дайте объяснение этому явлению.
22. Установлено, что человек при нормальной средней подвижности в течение дня делает не менее 25 000—30 000 шагов, что в среднем составляет 20 км. Подсчитайте, сколько километров человек проходит за год, за жизнь (70 лет).
23. Каждое тело обладает массой и имеет центр тяжести. Тело человека очень подвижно, поэтому центр тяжести постоянно смещается. В каком положении человек устойчивее: когда он стоит с сомкнутыми ногами, когда он стоит, расставив ноги на ширину плеч, или когда он сидит? Почему?
24. Замечено, что человек по-разному падает: когда споткнется, то падает вперед, а когда поскользнется — назад. Как объяснить это явление?
25. Учитель вызвал ученика к доске, но тот, прежде чем встать, наклонился над партой вперед и только затем выпрямился и вышел к доске. Может ли человек встать, не наклоняясь вперед?
26. Учащимся школьного возраста рекомендуется носить обувь по ноге на небольшом каблуке. Однако многие учащиеся носят узкую обувь, спортивную обувь и обувь на высоком каблуке. Почему такая обувь не рекомендуется для постоянного ношения?
27. При раскопках в кургане был найден скелет. Как определить по костям скелета пол человека?
28. Живые клетки функционируют нормально при наличии вокруг них живой среды. Многослойный эпителий кожи покрыт слоем отмерших ороговевших клеток. Какое это имеет значение?
29. Кровь человека движется по замкнутой кровеносной системе (малому и большому кругу кровообращения); при этом она успешно выполняет функции газообмена и питания органов и тканей всего организма. Почему?
30. У взрослых людей кровь содержит от 13% (у женщин) до 14% (у мужчин) гемоглобина. Каждый грамм гемоглобина может при полном насыщении удерживать до 1,3 мл кислорода. Рассчитайте по вашему анализу крови, сколько кислорода содержится в вашем организме.
31. Известно, что за сутки у человека заменяется около 25 000 мг крови. Рассчитайте, сколько примерно крови образуется в организме человека за всю жизнь (средний возраст 70 лет).
32. В одной популярной книге по физиологии было образно сказано: «В каждую секунду в красном море миллионы кораблей терпят крушение и опускаются на дно. Но миллионы новых кораблей выходят из каменных гаваней вновь в плавание». О каких кораблях идет речь и что имеется в виду?
33. При быстром восхождении на гору у здоровых туристов развивается «горная болезнь» — одышка, сердцебиение, головокружение, слабость. Эти признаки при частой тренировке со временем проходят. Предположите, какие изменения происходят при этом в крови человека.
34. Для сохранения тканей живыми вне организма их помещают не в воду, а в физиологический раствор, содержащий 0,95 %-ную поваренную соль. Объясните, почему необходимо так делать.
35. При микроскопическом исследовании крови больного обнаружили повышенное содержание лейкоцитов (в 1 мм3 — 30 тыс.). Это встревожило врача. Почему?
36. При исследовании крови человека у него обнаружили повышенное содержание глюкозы (до 2 %) и срочно положили на обследование в больницу. Почему это сделали?
37. Концентрация солей физиологического раствора, заменяющего иногда в опытах кровь, разная для холоднокровных (0,65 %) и теплокровных (0,95 %). Чем объясняется такое различие?
38. Если прилить в кровь чистую воду, то клетки крови лопаются; если поместить их в концентрированный раствор соли, то сморщиваются. Почему этого не происходит, если человек выпьет много воды и употребит много соли?
39. В практике современной медицины переливание крови — важный фактор спасения жизни людей, однако так было не всегда. Почему?
40. Свертывание крови — защитная реакция организма, но есть заболевания, при которых кровь свертывается внутри сосудов. Почему эти заболевания опасны для жизни людей?
41. В 100 см3 крови может раствориться только 3 см3 СОг. Но из такого же количества крови выделяют 50 см3 ССЬ. Дайте объяснение этому явлению.
42. В 5 л плазмы крови может раствориться 100 см3 кислорода, а для удовлетворения потребности организма его необходимо значительно больше. Как достигается необходимое обеспечение организма кислородом?
43. При угаре человек погибает от удушья, несмотря на то, что кислород в легкие поступает в достаточном количестве, а примесь оксида углерода в крови составляет всего 0,1 %. Почему возникает удушье?.
44. В 1 мм3 крови козы находится 10 млн. эритроцитов размером 0,004; в крови человека в 1 мм3 — 5 млн. эритроцитов размером 0,007; в крови лягушки в 1 мм3 — 400 000 эритроцитов размером 0,02. Чья кровь — человека, лягушки или козы — перенесет в единицу времени больше кислорода? Почему?
45. На первом году жизни ребенка в его крови имеется относительно большое число лейкоцитов. По мере его роста и развития происходит их постепенное снижение. Почему?
46. Английский врач Э. Дженнер привил здоровому мальчику содержимое оспенного гнойничка женщины, переболевшей коровьей оспой. Через некоторое время он привил тому же мальчику настоящую человеческую оспу. Мальчик остался здоров. Почему?
47. На протяжении всей истории существования человеческого общества его поражали многочисленные эпидемии, опустошая села, города. Но даже в самый разгар эпидемии еще до открытия прививок не все люди заболевали. Почему?
48. У человека нарыв на большом пальце руки, а через некоторое время у него опухают под мышкой лимфатические узлы. Дайте объяснение этому явлению.
49. Существуют сосудосуживающие и сосудорасширяющие лекарства. Определите, какое лекарство следует давать больному, у которого наблюдаются спазмы сосудов сердца.
50. При заболевании у больного повышается температура как защитная реакция организма. Однако при очень высокой температуре врачи прописывают лекарства, чтобы сбить ее. Как это объяснить?
51. Человек заболел. Врач подозревает по характеру и месту боли, что у него воспаление червеобразного отростка (аппендицит). Больному делают срочный анализ крови. Предположите, почему врач решил оперировать больного.
52. Рана загрязнена землей. Для предотвращения заболевания столбняком одни предлагают сделать прививку, а другие — ввести сыворотку. Кто из них прав?
53. На практике замечено, что при приеме лекарств через рот действие их проявляется слабее, чем при введении внутримышечно или в вену. Дайте объяснение этому явлению.
54. Процессы, происходящие в печени, играют важную роль в поддержании постоянства состава веществ в организме. В течение 1 мин через печень протекает 1,5 л крови. Рассчитайте, сколько раз кровь проходит через печень в течение суток (если масса среднего человека 75 кг, а кровь составляет 8%). Определите, какое значение для организма имеет высокое кровоснабжение печени.
55. Процесс движения крови в организме издавна интересовал ученых. Предлагались различные гипотезы, объясняющие образование крови и ее движение: а) кровь образуется в сердце и расходится по кровеносным сосудам во все части тела, не возвращаясь обратно в сердце; б) сердце — не кроветворный орган, а насос, двигатель крови; кровь течет от сердца к органам и обратно к сердцу по одним и тем же кровеносным сосудам; в) английский медик В. Гарвей (XVII в.) считал, что сердце — насос, который гонит кровь в одни сосуды (артерии), а возвращается она от органов по другим сосудам (венам). С какой гипотезой вы согласны?
56. За одно сокращение сердце выбрасывает в сосуды у взрослого в среднем до 80 мл крови. Сколько крови выбрасывает сердце в сутки, за год у подростка, если частота сокращений в 1 мин у него 78, а ударный объем сердца — 38,5 см3?
57. Основной цвет кожи человека — розовый. Кровеносные сосуды, которые мы видим (вены), имеют синеватый цвет. Почему?
58. В большом круге кровообращения часть плазмы из крови просачивается через стенки капилляров в межклеточные пространства тканей, пополняя тканевую жидкость. Это должно было бы привести к постепенному уменьшению крови в сосудах, увеличению тканевой жидкости и «разбуханию» тканей. Но этого не происходит. Почему же количество крови не уменьшается, а количество тканевой жидкости не увеличивается?
59. Сердце — удивительный и надежный насос, который работает в течение всей жизни без остановки. В чем секрет такой работоспособности сердца?
60. Спортсмен пробежал 5000 м за 815 с. Сколько литров крови перекачало сердце спортсмена за это время, если оно сокращалось 150 раз в 1 мин, выбрасывая каждый раз 150 см3 крови?
61. Сердце работает толчками, а кровь движется в сосудах непрерывно. Как это объяснить?
62. Результатом тренировки сердца является увеличение ударного объема; за счет увеличения только частоты сердечных сокращений нельзя значительно повысить общее количество перекачиваемой крови. Почему?
63. Артерии расположены глубже, чем вены. Какое биологическое значение имеет для организма подобное расположение кровеносных сосудов?
64. При значительной кровопотере человек учащенно дышит, бледнеет, появляется жажда. Все это — защитные реакции организма. Дайте объяснение этим явлениям.
65. Известно, что человек краснеет в жару и бледнеет и дрожит в холод. Как объяснить эти явления?
66. При аварии у мотоциклиста повреждена, рука. Из раны кровь сначала бьет фонтаном, а затем идет пульсирующей струей ярко-алого цвета. Какой сосуд поврежден, какую помощь надо оказать пострадавшему?
67. Повреждена рука. Из раны несильно идет кровь темно-вишневого цвета. Определите, какой сосуд, поврежден и какую помощь надо оказать пострадавшему?
68. Оставаясь продолжительное время в сырой одежде, можно простудиться даже в теплый летний вечер. Почему?
69. Сердце — орган, обеспечивающий беспрерывное поступление крови ко всем органам. Однако древние философы и поэты отождествляли сердце с «душой» человека, они полагали, что именно сердцем человек любит, ненавидит, чувствует и переживает. Так ли уж неправы были древние философы и поэты?
70. Среди некоторой части несведущих людей бытует мнение, что при возникновении болей в области сердца, нужно выпить рюмку коньяка, так как он расширяет сосуды, и боли прекратятся. Докажите опасность подобного мнения.
71. Сердце физически тренированного человека не может быть застигнуто «врасплох» при любых физических нагрузках. Однако нервная нагрузка и психические переживания могут уменьшить физическую выносливость. Почему?
72. Человек может прожить без пищи 30 и более суток, без воды — около недели, а вот без кислорода — не более 10—20 мин. Почему?
73. Легкие — орган дыхания — не имеют мышц, однако при дыхании они расширяются и сжимаются. Объясните, благодаря чему легкие могут расширяться и сжиматься.
74. Причина вдоха и выдоха издавна интересовала ученых, врачей. В свое время было предложено несколько гипотез, объясняющих это явление: а) воздух самотеком входит, раздувает легкие и расширяет грудную клетку; б) легкие в грудной полости расширяются и засасывают (втягивают) атмосферный воздух внутрь (вдох), а сжимаясь, выталкивают его (выдох). С какой гипотезой вы согласны?
75. При каждом дыхательном движении человек пропускает через легкие в среднем 500 см3 воздуха. Выдыхаемый воздух содержит 16 % кислорода (на 4 % меньше вдыхаемого). Рассчитайте, сколько кислорода потребляет ученик, класс (40 учащихся) за урок, если один ученик делает в 1 мин 18 дыхательных движений.
76. В 1 л воздуха содержится 210 см3 кислорода. Человек при работе потребляет 6 л кислорода в 1 мин. Сколько воздуха должно пройти через его легкие за рабочий день (8 ч)?
77. Большинство людей не подозревают, как велико значение выдоха в их жизни. Предположите, что происходит на выдохе у людей.
78. В спокойном состоянии через легкие человека проходит около 8 л воздуха за 1 мин, а при напряженной работе — до 120 и более литров. За счет чего повышается пропускная способность легких?
79. Потребление кислорода в спокойном состоянии составляет у человека 2,5 л в 1 мин. Во время подъема на гору груза в 20 кг оно составляет 4,3 л в 1 мин. Объясните, как достигается при активной мышечной работе доставка почти удвоенного количества кислорода к работающим органам тела?
80. В Арктике и Антарктике, несмотря на холод, люди мало болеют простудными заболеваниями, а в средней полосе умеренного климата часто. Почему?
81. При Организации Объединенных Наций (ООН) существует Всемирная организация здравоохранения. В ней участвуют почти все страны мира. Теперь эта организация энергично включилась в борьбу с курением. Почему?
82. Когда мы едим, то спокойно проглатываем пищу, но без пищи, сделав три-четыре глотательных движения, чувствуем затруднение в глотании. Объясните почему.
83. Если долго жевать корочку черного хлеба, то его кисловатый вкус сменяется сладким. Почему?
84. И. П. Павлов разработал методы изучения пищеварения у животных, установив рефлекторный и гуморальный характер сокоотделения. Однако результаты методов изучения пищеварения у животных применимы и к человеку. Обоснуйте состоятельность применения подобных методов и укажите, какие современные методики изучения физиологии пищеварения вы знаете.
85. У людей, привыкших съедать много пищи и пить много Жидкости, желудок сильно растягивается, и его мышцы становятся слабыми. Это отрицательно сказывается на пищеварении. Почему?
86. Заболевания печени, при которых нарушаются все ее функции, смертельны. Почему?
87. У человека больная печень. Врач предлагает больному придерживаться безжировой диеты. Почему?
88. При пищевых отравлениях возникают рвота, боли в животе. Это защитные реакции организма. Дайте объяснение этим явлениям.
89. В древней Индии для решения вопроса о виновности или невиновности подсудимому иногда предлагали съесть сухой рис. Если обвиняемый его съедал, считалось, что он не виновен, если нет, то виновен. На основании каких знаний применялось «испытание» рисом?
90. В процессе обмена веществ и энергии организм получает вещества для построения клеток и энергию для жизненных процессов. Какие основные вещества получает организм из пищи? Что необходимо для энергетического обмена в организме?
91. Человек может прожить без пищи 30 и более суток, без воды — около недели. Чем объяснить, что при отсутствии воды человек гибнет быстрее, чем при отсутствии пищи?
92. Недостаточное поступление воды в организм или избыточное выделение ее вызывает жажду. Объясните, как возникает жажда.
93. Чувство жажды связано с недостаточным поступлением воды в организм или избыточным выделением ее. Однако иногда мы испытываем чувство ложной жажды, когда воды в организме вполне достаточно. Почему?
94. Давно замечено, что жажду нельзя утолить слабоминерализованной талой или дистиллированной водой, а в горячих цехах при жажде рабочим дают пить подсоленную и минеральную воду. Объясните оба случая.
95. Взрослому человеку требуется 2—2,5 л питьевой воды в сутки. При физической работе потребность организма в воде увеличивается. Объясните почему.
96. В пищевой рацион обязательно должны входить белки, жиры, углеводы, однако полным людям не рекомендуется употреблять много углеводов. Почему?
97. Печень называют «химической лабораторией», «продовольственным складом», «диспетчером организма». Что лежит в основе таких образных выражений?
98. Подопытное животное кормили только белками и не давали ему углеводов. После смерти животного в его печени был обнаружен животный крахмал. Дайте объяснение этому явлению.
99. Часто при недостатке питания говорят: «Белковый дефицит в рационе», а почему не говорят об углеводном или жировом дефиците в рационе?
100. Витамины — не строительный и не энергетический материал нашего тела, но обязательно должны входить в пищевой рацион человека. Почему?
101. Почему раньше во время длительных морских экспедиций у моряков начинался авитаминоз?
102. В нормах питания для работников тяжелого физического труда предусматривается относительное увеличение углеводов. Почему?
103. В рацион питания всех людей должны входить в достаточном количестве сырые овощи и фрукты. Почему?
104. Днем, когда человек активен, у него в организме идет интенсивный обмен веществ и тратится много энергии. А вот тратится ли энергия, когда человек спит? Обоснуйте ответ.
105. В состоянии покоя на единицу массы (1 кг) юноши и девушки в единицу времени (1 ч) тратят 150 кДж и 130 кДж соответственно. При подготовке к урокам у учащихся на 30 % возрастают энергозатраты, при занятии спортом - на 400 % от основного Обмена. Рассчитайте количество энергии, расходуемое юношей и девушкой при подготовке к урокам (3 ч) и на занятия спортом (2 ч).
106. Почему человек, находящийся на холоде, стремится, как можно больше двигаться?
107. Конечные продукты обмена веществ, избыток воды и солей выделяются из организма несколькими путями - через почки, потовые железы кожи, легкие. Какое имеет это значение?
108. С какой целью при проверке здоровья человека и при многих заболеваниях людям делают анализ мочи?
109. При анализе мочи больного в ней было обнаружено довольно много сахара. Что можно предположить?
110. За сутки почки пропускают 1700 л крови. В организме подростка ее содержится 10 % от массы тела. Рассчитайте, сколько раз кровь пройдет через почки подростка массой 50 кг.
111. Почки составляют '/160 часть массы тела, а потребляют '/и часть поступившего в организм кислорода. О чем это говорит?
112. У человека обнаружены больные почки, а врач рекомендует ему лечить гнилые зубы и ангину. Объясните, чем вызвана рекомендация врача.
113. Кожа выполняет защитную функцию, играет важную роль в поддержании постоянства внутренней среды организма, а также в процессах приспособления организма к меняющимся условиям окружающей среды. Докажите, что это так.
114. Для нормальной жизнедеятельности человека необходима постоянная температура тела. Несмотря на колебания температуры внешней среды, температура тела человека поддерживается в пределах 36—37 °С. За счет каких процессов это достигается?
115. Если поместить человека в бассейн, температура воды которого достигает 50—60 °С, то произойдет перегревание организма вплоть до ожогов кожи. Почему же при температуре воздуха 50—60 °С человек не получает ожогов?
116. В большинстве стран в жару пьют прохладительные напитки, а вот в странах Азии принято пить горячий чай даже в самые знойные часы дня. Как объяснить целесообразность этих национальных традиций?
117. Ноги в тесной обуви зимой замерзают, а летом сильно нагреваются. Объясните причины этих явлений.
118. Одному человеку, чтобы простудиться, достаточно ступить ногой на холодный пол, а другой купается зимой в проруби и прекрасно себя чувствует. Один спокойно работает на поле под лучами палящего солнца, а другой изнемогает от жары. Дайте мотивированное объяснение этим явлениям.
119. Нормальная температура тела человека равна 36,6 °С. Однако нам не холодно, когда температура воздуха 18 °С, и очень жарко, когда она равна 30 °С. В воде же, наоборот, при 30 °С человек чувствует себя нормально, а при 18 °С — ему холодно. Объясните этот парадокс.
120. При проверке у учащихся кожной чувствительности замечено, что раздражения острием измерительного прибора в одних местах ощущается как прикосновение, в других — как укол, в-третьих — как тепло или холод. Дайте объяснение этому явлению.
121. При некоторых заболеваниях у человека нарушается проведение возбуждения из спинного мозга в головной. В обратном направлении возбуждение проходит нормально. Ощущается ли при этом укол руки? Почему?
122. Прикоснувшись к горячему предмету, люди обычно отдергивают руку. Однако при желании человек может заставить себя держать руку на этом предмете. Чем это можно объяснить?
123. Кора полушарий головного мозга у большинства хордовых гладкая, а у млекопитающих, в том числе и у человека, имеет борозды и извилины. Какое это имеет значение?
124. У многих млекопитающих животных обоняние развито сильнее, чем у человека. Что общего в значении обоняния для тех и других и чем отличается оно у человека?
125. Находясь в прокуренной комнате, люди через некоторое» время перестают ощущать неприятный запах дыма. Почему?
126. Вкусовой анализатор наиболее чувствителен к горьким веществам. Хинин ощущается в концентрации одной миллионной части. Сахар в этой концентрации не чувствуется. Какое биологическое значение имеет такая особенность вкусового анализатора?
127. Осязательные рецепторы раздражаются при прикосновении и давлении на кожу, воздействии холода и тепла, болевом раздражении. Их особенно много на ладонях и кончиках пальцев рук. Рецепторы мышц и суставов возбуждаются при растяжении и сокращении мышц. Предположите, в какой деятельности, человека велико значение осязания и мышечно-суставного чувства.
128. Артиллеристам при стрельбе, взрывникам при взрывах рекомендуют открывать рот. Почему?
129. Ритмические колебания жидкости в улитке уха, возникающие под влиянием музыки, рефлекторно повышают тонус (напряжение) мышц. Почему под музыку приятно идти, делать гимнастику, танцевать?
130. Сильный шум отрицательно влияет на нервную систему, вызывает переутомление, бессонницу, психические заболевания. Во всем мире ученые думают о защите человека от производственного и бытового шума. Какие меры вы можете предложить, чтобы уменьшить воздействие шума на человека?
131. Один физик сказал: «Глаз смотрит, а мозг видит». Как вы понимаете это выражение?
132. Глаза человека и животных не чувствуют ни жары, ни холода. Почему?
133. Двое учащихся поспорили: один утверждал, что глаза сильнее утомляются при рассматривании мелких предметов, расположенных близко, а другой — удаленных предметов. Кто из них прав?
134. Какие правила гигиены глаз вы знаете?
135. Органы равновесия — мешочки (отолитовый орган, или преддверие) и полукружные каналы. Рецепторы мешочков и полукружных каналов воспринимают изменение положения головы при движении в пространстве. Образующиеся при их раздражении рефлексы помогают человеку сохранять равновесие и принимать необходимые позы. Укажите, для каких профессий важно иметь хорошо функционирующие органы равновесия.
136. Какую роль в организме играет боль?
137. Операция на коре больших полушарий головного мозга не вызывает болевых реакций, однако прикосновения к некоторым участкам коры вызывает непроизвольные движения больного. Как это объяснить?
138. При разговоре о вкусной пище, при виде красиво накрытого стола, приятном запахе у человека выделяется слюна, а при виде несвежей скатерти и подгоревшей пищи, наоборот, желание есть пропадает. Почему?
139. Многие животные, например собаки и кошки, реагируют не только на словесные команды, но и на некоторые слова: имена хозяев, названия предметов. В чем отличие реакции животных на слова от реакции на них людей?
140. Родившегося в зоопарке тигренка выпустили погулять в вольеру. В это время недалеко от него опустилась дикая утка. Тигренок бросился на нее. Испуганная утка взлетела, оставив на траве несколько пуховых перьев. Тигренок насторожился, стал разглядывать их, а когда они зашевелились под дуновением ветра, то обратился в бегство. Объясните его поведение?
141. Чтобы не чихнуть сильно, надо потереть переносицу или стиснуть зубы. Дайте объяснение этому явлению.
142. Человек читает интересную книгу, а в это время кошка рядом с ним громко лакает молоко из его чашки. Он не замечает этого. Почему?
143. Учителя заметили, что в конце уроков, которые проводятся перед большой переменой, обычно начинается оживление: школьники двигаются, шепчутся. Только самостоятельная работа, интересное сообщение учителя или ученика останавливают это волнение. Объясните поведение учащихся с физиологической точки зрения.
144. Известны случаи, когда человек, у которого полностью поражен спинной мозг, парализовано туловище и конечности, продолжает жить и заниматься умственным трудом. Объясните, почему у человека сохраняются сознание, мышление и другие психические процессы, а также работают внутренние органы, хотя у него выключен спинной мозг.
145. Известны случаи вскармливания детенышей человека животными. Однако после возвращения в человеческое общество далеко не все из них научились говорить, вести себя, как люди. Почему?
146. Общий план строения головного мозга, способность к образованию условных рефлексов, процессы возбуждения и торможения, взаимодействие между корой и другими элементами центральной нервной системы — все это является общим для высших животных и человека. Однако человек еще сумел пройти путь от собирания диких растений, охоты до использования атома и освоения космоса. Почему для человека это стало возможным?
147. Насколько был прав великий писатель В. Шекспир, сказав о сне следующее:
«Врачующий бальзам больной души,
Сон — это чудо матери-природы,
Вкуснейшее из блюд в земном пиру».
148. Насильственное лишение сна (один из видов пытки) может привести к гибели человека. Раньше считали, что сон — это покой, при котором ослабляются и замедляются все функции организма. Теперь установили, что сон — это активный отдых. Как это понять?
149. Железы внешней секреции — слюнные, потовые, желудочные; железы внутренней секреции — щитовидная, надпочечники. Железа двойной функции — поджелудочная. В чем основные отличия способов их воздействия на органы?
150. Гормоны и ферменты имеют высокую биологическую активность. Что общего и чем отличаются гармоны от ферментов?
151. Гормоны инсулин и адреналин противоположно действуют на углеводный обмен организма. Это поддерживает постоянство внутренней среды организма. Подумайте, что произойдет, если одного из этих гормонов будет вырабатываться больше или меньше.
152. Ученые обратили внимание на исключительно обильное снабжение кровью щитовидной железы. Так, за одну минуту через этот орган протекает в 28 раз больше крови, чем через головной мозг, и в 55 раз больше, чем через почки. Какое значение имеет такое обильное кровоснабжение этого органа?
153. Большинство заболеваний, связанных с нарушением деятельности желез внутренней секреции, теперь излечивается. Выскажите предположение, на каких принципах основывается это лечение. .
154. В природе существует два способа размножения — бесполое и половое. Однако половое размножение более распространено среди высших растений и животных. Каково значение полового размножения, почему оно более совершенно?
155. Многие упражнения йогов связаны со статическими нагрузками, а современный спорт — в основном с динамическими. Почему статические упражнения находят ограниченное применение в современном спорте?
156. Кости, составляющие скелет,— наиболее прочные образования организма. Они сохраняются в течение многих десятилетий, а в отдельных случаях и тысячелетий после смерти человека. Почему?
157. Кости скелета человека, выполняющего большую физическую работу, например у спортсмена, имеют утолщения, бугры другие особенности строения. Как вы это объясните?
158. В опытах по изучению утомления мышц руки И. М. Сеченовым была обнаружена интересная закономерность: уставшая рука отдыхает быстрее, если работают мышцы другой руки. Объясните это явление.
159. В современной медицинской практике широко используется переливание крови. При этом обязательно учитываются группы крови. Нужно ли учитывать резус-фактор при переливании крови?
160. Решите, возможно ли переливание крови матери (I группа) ее детям: сыну (III группа) и дочери (IV группа), а также переливание крови брата и сестры друг другу.
161. Нормальная скорость оседания эритроцитов (СОЭ) у женщин 7—12 мм/ч, у мужчин — 3—9 мм/ч. Какие выводы можно сделать, если скорость оседания эритроцитов равна 80 мм/ч?
162. Однажды в XVI в. врач А. Везалий в присутствии зрителей вскрывал труп человека. После вскрытия грудной клетки зал ахнул — у мертвого человека сердце слабо пульсировало. Неужели такой опытный врач, как А. Везалий, мог ошибиться и вскрыть живого человека? А если нет, то почему работало сердце у мертвого человека? Был ли человек мертв?
163. На тело человека действует огромная сила атмосферного давления, однако организм хорошо выдерживает такие нагрузки. Благодаря чему это происходит?
164. 15 апреля 1875 г. воздушный шар «Зенит», на борту которого находились три воздухоплавателя, достиг высоты 8000 м. Когда шар приземлился, то в живых остался только один человек. Предположите причины гибели людей.
165. В 1846 г. на судне «Мери Соме» погиб батальон солдат, укрывшихся от бури в его трюмах, хотя само судно осталось абсолютно невредимым. Что послужило причиной гибели солдат?
166. Водолазы могут спускаться на глубину до 100 м без скафандра и до 3000 м в тяжелом скафандре, используя специальные газовые смеси. Поднимать водолазов с большой глубины необходимо очень медленно. Почему?
167. Если в желудок долго не поступает пища, мышцы его начинают усиленно сокращаться. Появляются неприятные ощущения, связанные с чувством голода. Уменьшение количества глюкозы в крови вызывает раздражение рецепторов кровеносных сосудов. Импульсы поступают в центр голода, находящийся в промежуточном мозгу. Возникает желание есть. Но между проглатыванием пищи и всасыванием в кровь глюкозы, проходит много часов, а мы, по мере наполнения желудка, уже не чувствуем голода. Почему?
168. Кишечный сок выделяется в каждом участке кишки под влиянием местного раздражения рецепторов, а не под влиянием рефлексов вкусовых и обонятельных рецепторов. Объясните, какое это имеет значение?
169. Вода — основной продукт обмена веществ. Она образуется при распаде белков, жиров, углеводов и покидает организм разными путями: через почки (1,5 л в сутки), легкие -(4'б0 мл), кишечник (200 мл), кожу (500 мл). Однако эти количественные соотношения могут резко меняться. Почему?
170. Действие алкоголя на организм вызывает расширение сосудов. Какой человек, трезвый или пьяный, быстрее замерзнет на морозе?
171. Человек в умеренном климате носит одежду соответственно погоде. Однако жители Средней Азии в самую большую жару ходят в теплых ватных халатах. Дайте объяснение этому явлению.
172. В пустыне в жару ветер как будто бы должен приносить прохладу. Однако опыт показывает, что при ветре в пустыне людям становится жарче. Объясните это противоречие.
173. Дождь — это движущиеся капли воды, но мы видим не капли, а струи. Объясните это явление.
174. Великий немецкий композитор Людвиг ван Бетховен (1770—1827), будучи глухим, «слушал» игру на рояле с помощью трости, один конец которой он упирал в рояль, а другой — держал в зубах. Объясните, мог ли Бетховен слышать музыку.
175. Если человек будет долго и беспрерывно дуть, надувая большой шар, то у него потемнеет в глазах, и он может даже ненадолго потерять сознание. Объясните это явление.
176. Люди, систематически употребляющие в пищу лук и чеснок, чтобы избавиться от запаха, полощут рот, чистят зубы, однако запах не исчезает. Почему?
177. Анализ показал, что у животного после кормления в крови воротной вены печени содержится 0,3 % глюкозы, а в печеночной вене —0,12%. У голодного животного в крови воротной вены — 0,55 % глюкозы, в печеночной вене —0,12%. Какие выводы можно сделать о роли печени в обмене веществ?
178. Если печень исключить из большого круга кровообращения путем соединения «потока» крови от кишечника с нижней полой веной, то животное погибает в течение первых суток после такой операции. Почему?
179. Пожарные в спецодежде могут несколько минут выдерживать жару 200—260 °С, а без спецодежды 44—45 °С. Почему?
180. При быстром подъеме в скоростном лифте мы чувствуем перепад давления в ушах, а если медленно поднимаемся в гору на эту же высоту, то изменение давления не чувствуется. Дайте объяснение этому явлению.
181. Наступление смерти не означает одновременного умирания всех органов. Многие органы живут еще несколько часов и даже суток после остановки сердца. Почему?
182. В былые времена невежественные люди человека, пораженного электрическим током, закапывали в землю, «чтобы из него ушел ток». Объясните, почему этого делать нельзя, и какую помощь надо в этом случае оказывать.
183. Алкоголизм — болезнь или вредная привычка, от которой усилием воли можно отказаться?
184. Люди, употребляющие много алкоголя, чаще болеют инфекционными заболеваниями, тяжелее переносят операции. Как это объяснить?
185. Хирурги, оперируя мозг, давно заметили, что человек не теряет сознания и продолжает бодрствовать, даже если у него удалить значительные участки коры мозга. Однако он теряет сознание или погружается в глубокий сон, если хирургический, нож коснется глубоких участков больших полушарий или ствола мозга. Дайте объяснение этому явлению.
186. При инсульте (кровоизлиянии в определенную область коры больших полушарий) человек потерял способность говорить. Укажите, в каком участке коры полушарий у него кровоизлияние.
1. В пище человека незаменимы белки и нуклеиновые кислоты. Жиры и углеводы могут заменять друг друга.
2. Разный вид клеток объясняется разным увеличением этих микроскопов. При усовершенствовании приборов, при помощи которых изучается строение клеток, в дальнейшем могут быть обнаружены новые органоиды.
3. В пределах одной ткани объем клеток относительно постоянен и не зависит от общего размера тела данного организма. Лишь для таких высокоспециализированных клеток, как нервные и кишечные, существует определенная зависимость между их величиной и размерами тела.
4. Открытие клеточного строения организмов доказало общность строения и происхождения бактерий, растений, животных и человека и дало возможность изучить их жизненные процессы.
5. О возбуждении нерва, связанного с мышцей, судят по сокращению мышечной ткани. Мышечная ткань не сокращалась бы, если по нерву не было проведено к ней возбуждение.
6. При раздражении обнаженного нерва возникает раздражимость — способность живых систем под влиянием раздражителя переходить из состояния физиологического покоя в состояние активности. Клетки нервной и мышечной тканей приспособлены к осуществлению быстрых реакций на раздражение. Проявление процесса возбуждения в мышечной ткани — ее сокращение.
7. Животное не будет отвечать на раздражение, потому что для проявления рефлекса нужна целостность всех пяти частей рефлекторной дуги.
8. По законам физиологии труда, открытым впервые И. М. Сеченовым, определенный ритм в работе делает движения более точными и задерживает наступление утомления нервной системы и мышц.
9. У левши левая рука и нога развиты сильнее, а у правши — правая. В данном случае левая нога левши непроизвольно отталкивается при ходьбе сильнее правой, и он уклоняется от прямого пути вправо, а правша, соответственно, будет уклоняться влево.
10. За год — 7 300 км, за жизнь — 511 000 км.
11. Человек наиболее устойчив, когда сидит, потому что при этом центр тяжести расположен низко и имеемся дополнительная опора на плоскости сидения. Когда человек стоит, то более устойчив при расставленных ногах, чем при сомкнутых, из-за того, что центр тяжести приходится на более широкую площадь опоры между, ступнями ног.
12. В обоих случаях происходит смещение центра тяжести. В первом случае центр тяжести смещается вперед, и человек падает по инерции вперед, во втором случае наоборот — центр тяжести смещается назад, и человек падает назад.
13. Человек не может встать, не наклоняясь вперед. Для того чтобы изменить положение тела в пространстве, необходимо переместить центр тяжести..
14. Узкая обувь сжимает сосуды, ухудшает кровообращение конечностей. Обувь на высоком каблуке изменяет осанку, что ведет к сужению таза. Спортивная обувь при систематическом ношении ведет к развитию плоскостопия; она предназначена для тренировки, а не для длительного ношения.
15. Пол можно установить по ширине таза и форме отверстий в тазовых костях. Женский таз шире мужского и имеет отверстия в форме эллипса.
16. Клетки поверхностных слоев кожи мертвы, так как не находятся в жидкой среде. Они защищают лежащие под ними слои живых клеток от физических и химических факторов внешней среды.
17. Кровь совершает полный круг всего за 23—28 с, делая за сутки 3 700 оборотов, но этого вполне достаточно, чтобы обеспечить клетки через тканевую жидкость всем необходимым и вывести продукты распада через проницаемые для газов и растворимых веществ мелкие сосуды-капилляры.
18. Решите задачу по данным своего анализа крови.
19. В организме человека за 70 лет жизни образуется примерно 640 кг крови.
20. Под кораблями подразумевались эритроциты, часть которых все время погибает, но их количество восстанавливается за счет новых эритроцитов, поступающих в кровь из кроветворных органов.
21. У альпинистов при постоянной тренировке увеличивается в крови число эритроцитов. Это же наблюдается у жителей высокогорных местностей.
22. Коленный рефлекс не проявится из-за того, что будет нарушена целостность рефлекторной дуги.
23. Взаимосвязь и согласование функции всех частей организма достигается нервной и гуморальной регуляцией.
24. В разделе «Человек и его здоровье» больше изучается биология человека.
25. Прав первый ученик. Кость, действительно, очень сложный живой орган, имеющий особую физическую структуру и химический состав. Органические и неорганические вещества придают ей твердость. Трубчатое строение и губчатое вещество обусловливают прочность костей.
26. Уменьшение роста человека на протяжении суток происходит за счет наличия в позвоночном столбе межпозвоночных хрящей, являющихся своеобразными амортизаторами, пружинами, смягчающими механические удары, толчки. Сдавливаясь при движениях и ходьбе, межпозвоночные пластинки несколько сплющиваются, что приводит к уменьшению тела.
27. Опыт показывает, что кость — живой орган. Клетки внутренней поверхности надкостницы быстро делятся, образуя на поверхности кости новые слои костных клеток. За счет надкостницы происходит срастание костей после перелома и даже целиком восстанавливается удаленная кость.
28. На расположение перекладин губчатого вещества в кости влияет изменение нагрузки. Так, увеличение количества плотного вещества наблюдается под влиянием усиленной физической нагрузки. При ампутации одной ноги увеличивается нагрузка на другую, и строение костей оставшейся ноги изменяется.
29. При переломах обездвиживают поврежденное место, чтобы уменьшить боль и предупредить смещение обломков кости, которые могут травмировать своими краями окружающие ткани.
30. Прочность костям придают: плотная наружная поверхность, особое расположение костных перекладин, против