Основные знания

Русская литература XX века

Темы

Умения

И. А. Бунин, А. И. Куприн, М. Горький, В. Я. Брюсов, К. Д. Бальмонт, А. Белый, Н. С. Гумилев, И. Северянин, В. В. Хлебников
Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения: «Вечер», «Не устану воспевать вас, звезды!..», «Последний шмель». Рассказы: «Господин из Сан-Франциско», «Чистый понедельник», «Лёгкое дыхание», цикл «Темные аллеи». Жизнь и творчество (обзор). Повесть «Гранатовый браслет». Жизнь и творчество (обзор). Рассказ «Старуха Изергиль». Пьеса «На дне». Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения: «Сонет к форме», «Юному поэту», «Грядущие гунны». Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения: «Я мечтою ловил уходящие тени…», «Безглагольность», «Я в этот мир пришел, чтоб видеть солнце…». Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения: «Раздумье», «Русь», «Родине». Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения: «Жираф», «Волшебная скрипка», «Заблудившийся трамвай», «Капитаны».
Символизм. Акмеизм. Футуризм.
Истоки русского символизма. Влияние западноевропейской философии и поэзии на творчество русских символистов. Связь с романтизмом. Истоки акмеизма. Программа акмеизма в статье Н. С. Гумилева «Наследие символизма и акмеизм». Утверждение акмеистами красоты земной жизни, возвращение к «прекрасной ясности», создание зримых образов конкретного мира. Идея поэта-ремесленника. Манифесты футуризма, их пафос и проблематика. Поэт как миссионер «нового искусства». Декларация о разрыве с традицией, абсолютизация «самовитого» слова, приоритет формы над содержанием, вторжение грубой лексики в поэтический язык, неологизмы, эпатаж. Звуковые и графические эксперименты футуристов. Группы футуристов: эгофутуристы (И. Северянин), кубофутуристы (В. В. Маяковский, В. Хлебников), "Центрифуга" (Б. Л. Пастернак).
И. Северянин, В. В. Хлебников, Н. А. Клюев, А. А. Блок, В. В. Маяковский, С. А. Есенин, М. И. Цветаева, О. Э. Мандельштам, А. А. Ахматова, Б. Л. Пастернак, М. А. Булгаков, А. П. Платонов, М. А. Шолохов
Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения: «Интродукция», «Эпилог» («Я, гений Игорь-Северянин…»), «Двусмысленная слава». Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения: «Заклятие смехом», «Бобэоби пелись губы…», «Еще раз, еще раз…». Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения: «Осинушка», «Я люблю цыганские кочевья...», «Из подвалов, из темных углов...». Жизнь и творчество. Стихотворения: «Незнакомка», «Россия», «Ночь, улица, фонарь, аптека…», «В ресторане», «Река раскинулась. Течет, грустит лениво…» (из цикла «На поле Куликовом»), «На железной дороге», «Вхожу я в темные храмы…», «О, я хочу безумно жить…», «Скифы». Поэма «Двенадцать». Жизнь и творчество. Стихотворения: «А вы могли бы?», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно», «Лиличка!», «Юбилейное», «Прозаседавшиеся». Стихотворения: «Нате!», «Разговор с фининспектором о поэзии», «Письмо Татьяне Яковлевой». Жизнь и творчество. Стихотворения: «Гой ты, Русь, моя родная!..», «Не бродить, не мять в кустах багряных…», «Мы теперь уходим понемногу…», «Письмо матери», «Спит ковыль. Равнина дорогая…», «Шаганэ ты моя, Шаганэ…», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Русь Советская», «Письмо к женщине», «Собаке Качалова», «Я покинул родимый дом…», «Неуютная жидкая лунность…». Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения: «Моим стихам, написанным так рано…», «Стихи к Блоку» («Имя твое – птица в руке…»), «Кто создан из камня, кто создан из глины…», «Тоска по родине! Давно…», «Идешь, на меня похожий…», «Куст». Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения: «Notre Dame», «Бессонница. Гомер. Тугие паруса…», «За гремучую доблесть грядущих веков…», «Я вернулся в мой город, знакомый до слез…», «Невыразимая печаль», «Tristia». Жизнь и творчество. Стихотворения: «Песня последней встречи», «Сжала руки под темной вуалью…», «Мне ни к чему одические рати…», «Мне голос был. Он звал утешно…», «Родная земля», «Я научилась просто, мудро жить…», «Бывает так: какая-то истома…». Поэма «Реквием». Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения: «Февраль. Достать чернил и плакать!..», «Определение поэзии», «Во всем мне хочется дойти…», «Гамлет», «Зимняя ночь», «Снег идет», «Быть знаменитым некрасиво…». Роман «Доктор Живаго» (обзор). Жизнь и творчество. Роман «Мастер и Маргарита». Жизнь и творчество. Повесть «Котлован». Жизнь и творчество. Роман-эпопея «Тихий Дон» (обзорное изучение).
Новокрестьянские поэты
Продолжение традиций русской реалистической крестьянской поэзии XIX в. в творчестве Н. А. Клюева, С. А. Есенина.
Обзор русской литературы второй половины XX века
Великая Отечественная война и ее художественное осмысление в русской литературе и литературах других народов России. Новое понимание русской истории. Влияние «оттепели» 60-х годов на развитие литературы. Литературно-художественные журналы, их место в общественном сознании. «Лагерная» тема. «Деревенская» проза.
А. Т. Твардовский, В. Т. Шаламов, А. И. Солженицын, В. М. Шукшин, В. В. Быков, В. Г. Распутин, Н. М. Рубцов, И. А. Бродский, Б. Ш. Окуджава, А. В. Вампилов
Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения: «Вся суть в одном-единственном завете…», «Памяти матери», «Я знаю, никакой моей вины…», «Дробится рваный цоколь монумента...», «О сущем». Жизнь и творчество (обзор). Рассказы: «Последний замер», «Шоковая терапия». Жизнь и творчество (обзор). Повесть «Один день Ивана Денисовича». Рассказы: «Верую!», «Алеша Бесконвойный». Повесть «Сотников» Повесть «Прощание с Матерой». Стихотворения: «Видения на холме», «Листья осенние. Стихотворения: «Воротишься на родину. Ну что ж…», «Сонет» («Как жаль, что тем, чем стало для меня…»). Стихотворения: «Полночный троллейбус», «Живописцы». Особенности «бардовской» поэзии 60-х годов. Пьеса «Утиная охота».
Обзор литературы последнего десятилетия
Основные тенденции современного литературного процесса. Постмодернизм. Последние публикации в журналах, отмеченные премиями, получившие общественный резонанс, положительные отклики в печати. Современная проза, поэзия.
Литература русского зарубежья
С. Довлатов. В. Набоков. Обзор современной публицистики.

Главные умения

1. Прочитать программные произведения, предназначенные для текстуального и обзорного изучения; воспроизводить их конкретное содержание (главные герои, основные сюжетные линии и события); дать оценку героям и событиям.
2. Анализировать и оценивать изученное произведение как художественное единство; характеризовать следующие его компоненты: проблематика и идейный смысл; группировка героев относительно главного конфликта и система образов; особенности композиции; взаимосвязь узловых эпизодов; средства изображения образов – персонажей (портрет, пейзаж, интерьер, авторская характеристика, речевая характеристика); род и жанр произведения, способ авторского повествования; своеобразие авторской речи; авторское отношение к изображаемому.
3. Давать оценку изученному лирическому произведению на основе личностного восприятия и осмысления его художественных особенностей.
4. Применять сведения по истории и теории литературы при истолковании и оценке изученного художественного произведения.
5. Знать основные факты о жизни и творчестве изучаемых писателей.
6. Объяснять связь произведений со временем написания и современностью.
7. Объяснять сходство и различие произведений разных писателей.
8. Соотносить произведение с литературным направлением эпохи, называть основные черты этих направлений
9. Владеть монологическими и диалогическими формами устной и письменной речи.
10. Пересказывать текст художественного произведения, руководствуясь заданием (характеристика образа – персонажа, основная проблема произведения, особенности композиции).
11. Анализировать эпизод изученного произведения.
12. Составлять планы, тезисы статей на литературную тему.
13. Писать сочинения на литературную тему разных жанров.
14. Выразительно читать художественное произведение, в том числе выученные наизусть.

Итоговые тесты

Анастасия Черкасова

Россия, Москва

Заканчиваю РУДН и безумно люблю детей, литературу и русский язык! Всегда нацеленность на результат.

Могу научить:

Репетитор по литературе и русскому языку

Максим Буланов

Россия, Москва

Услуги тьютора для тех, кто находится в поиске своего пути в современном мире образовательных услуг.

Могу научить:

Тьюторское сопровождение школьника.

Написание сочинений

Нина Цукерман

Россия, Москва

В этом году заканчиваю бакалавриат филологического факультета. Изучаю английский и французский.

Могу научить:

Учу английскому и литературе!

Анна Сам

Россия, Москва

Репетитор - филолог

Могу научить:

Подготовлю к экзаменам по Русскому языку и Литературев