Детский оптимизм, можно ли ему научить?

Инфолента » обо всем

 

 Оптимизму можно научить! В это сложно поверить, особенно если ребенок изо дня в день показывает себя пессимистом и нисколько не верит в свои силы и в свой успех. Как показывают исследования Мартина Селигмана и его сотрудников, с такой установкой можно, а главное, нужно работать!

 Теория оптимизма Мартина Селигмана возникла в ходе экспериментов по изучению причин формирования «выученной беспомощности». В ходе этих экспериментов обнаруживалось, что даже в условиях очень неблагоприятной внешней среды некоторые люди оказываются очень устойчивыми к переходу в беспомощное состояние. Они сохраняют инициативу и не прекращают попыток достичь успеха. Качество, которое обеспечивает эту способность, Селигман связал с понятием оптимизма. Он предположил, что приобретенный в «борьбе с реальностью» оптимизм служит причиной того, что временные непреодолимые трудности не снижают мотивации к активным действиям. Точнее говоря, снижают ее в меньшей степени, чем это происходит у «пессимистичных» персон, склонных к формированию выученной беспомощности.

 По мнению Селигмана, суть оптимизма состоит в особом стиле объяснения причин неудач или успехов.

 Оптимистичные люди склонны приписывать неудачи стечению обстоятельств, случившемуся в определенной точке пространства в определенный момент времени. Успехи они привычно считают личной заслугой и склонны рассматривать их как то, что случается почти всегда и почти везде.

 Применительно к воспитанию, многие согласятся, что пессимизм - враг, которого необходимо победить! Это одна из житейских теорий, которые дети усваивают от своих родителей, учителей, тренеров, а также из СМИ и собственного успешного или неудачного опыта. Речь идет о весьма устойчивых привычках, которые могут сопровождать человека  всю жизнь, и поэтому так важно  правильно его воспитать. Дети, обладающие подобным объяснительным стилем, характеризуются тремя особенностями.

  1. Объясняя, что с ними происходит, они используют такие слова, как «всегда» и «никогда»: «Я всегда ошибаюсь, когда решаю задачи», «У меня никогда не будет друзей». Они считают, что все, что они плохо делают, объясняется их натурой, а потому исправить ничего нельзя. Что же касается вещей,  которые они делают хорошо, то они относят это к случайностям, которые больше не повторятся.

  2. Они чрезмерно обобщают ситуацию: «Вечно у меня все из рук валится».

  3. Обвиняют себя во всех неудачах и, напротив, все успехи приписывают другим. Следует учить таких детей адекватно оценивать себя, чтобы они брали на себя ответственность и изменяли свое поведение в случае виновности, но чувствовали себя совершенно спокойно, если небыли виноваты.

 Когда ребенок растет в атмосфере выбора, он приобретает не только опыт ответственного решения за свои поступки и решения, он постепенно будет становиться оптимистом! Группой ученых, работавших с Селигманом, было доказано, что люди становятся оптимистами, если у них есть возможность самим делать выбор в пользу того, что им доставляет удовольствие, и обращают внимание на собственные успехи.

 Как создавать такие ситуации? Легко! Например, когда высадитесь делать уроки, спросите у ребенка, какие задания нужно приготовить. Пусть он сам посмотрит и расскажет, что было задано. Далее предоставляется выбор, решать задачки по геометрии, писать текст по литературе или изучать параграф по истории. Важно, чтобы ученик сам проранжировал предметы по сложности и степени привлекательности, а потом уже выбрал, чем заниматься. Стоит обсуждать, почему он сделал такой выбор, интересоваться, сколько времени он планирует потрать на эту работу, какого результата хочет добиться. В ходе такого разговора поддерживаем его, ведем беседу в приятном дружественном тоне, с доверием относясь к предпочтениям ребенка.

 Такой опыт можно транслировать и на неучебные ситуации: выбор домашних обязанностей, выбор меню на ужин для всей семьи, выбор досуга и т.д. Спустя некоторое время ребенок с вашей помощью увидит, что делать выбор не страшно, что у него получается принимать верные решения, которые благоприятно влияют на его жизнь.

 

По материалам книги Хосе Антонио Марина "Воспитание таланта" и сайта http://www.elitarium.ru

Поделиться:
15.01.14 23:42
Интересные мысли, надо попробовать:)
✉3
16.01.14 00:47
Борис, у Мартина Селигмана есть книга, в которой он рассказывает о том, как работать с детьми, которые склонны к пессимизму и выученной беспомощности. Ее не так давно издали на русском языке.
✉4

Комментировать заметки могут только авторизованные пользователи