Инженерных бюджетных мест в вузах станет еще больше

Инфолента » Инженерных бюджетных мест в вузах станет еще больше

Россия продолжает развивать программу технологического суверенитета. Сфера образования – одна из приоритетных: в следующем 2024/25 учебном году будет выделено более 254 тыс. бюджетных мест на инженерные направления подготовки, на 2 263 места больше, чем в текущем учебном году. Всего российским вузам будет предоставлено 620,5 тыс. бюджетных мест. Такими данными поделился Константин Могилевский, замглавы Минобрнауки, выступая на закрытии IV Международного Косыгинского форума «Проблемы инженерных наук: формирование технологического суверенитета».
«Формирование технологического суверенитета — важнейшая на сегодняшний день задача. По-простому говоря, это создание условий для того, чтобы все, что нужно для нормальной жизни народа и страны, мы бы делали у себя», – сказал Константин Могилевский. По его словам, образование и наука должны работать в неразрывной связи с промышленностью, поэтому министерство увеличивает количество бюджетных мест на инженерных направлениях подготовки.
Министерство науки и высшего образование выделит новые бюджетные места и по другим направлениям, в числе лидеров – группы специальностей «Здравоохранение и медицинские науки», «Машиностроение», «Информатика и вычислительная техника», «Электро- и теплоэнергетика».
Наибольший рост бюджетных мест будет в МГУ им. М.В. Ломоносова, МГТУ имени Н.Э. Баумана, Высшей школе экономики, Санкт-Петербургском политехническом университет… Читать далее

Передовых инженерных школ станет на 20 больше

Инфолента » Передовых инженерных школ станет на 20 больше

Количество передовых инженерных школ в вузах увеличится до 50. Об этом сообщил вице-премьер Дмитрий Чернышенко на совещании у премьер-министра Михаила Мишустина.
По итогам конкурса, который составлял 7 вузов на место, в программу будет добавлено 20 школ в 13 регионах: в Москве, Санкт-Петербурге, в республике Татарстан и Чеченской республике, в Самарской, Вологодской, Тульской, Ульяновской, Ярославской, Воронежской, Омской, Челябинской и Сахалинской областях.
Сейчас в университетах страны работают 30 инженерных школ. Студенты обучаются по 20 направлениям, среди которых «Двигателестроение», «Атомное машиностроение», «Авиационная и ракетно-космическая техника», «Медицинское приборостроение» и «Искусственный интеллект».
В 2024 году на реализацию проекта «Передовые инженерные школы» из бюджета будет выделено 16,5 млрд рублей, из них 4,3 млрд будет направлено на развитие новых школ. По словам Дмитрия Чернышенко, софинансирование новых школ индустриальными партнерами составит около 4,2 млрд рублей. Партнерами проекта уже стало более 150 компаний, они участвуют не только в финансировании, но и в образовательном процессе.
Цель проекта «Передовые инженерные школы» заключается в обеспечении экономики высококвалифицированными кадрами для достижения технологической независимости страны. В передовых инженерных школах студенты обучаются по программам магистратуры, первые специалисты выпустятся уже в 2024 году. Читать далее

Составлен рейтинг вузов в сфере искусственного интеллекта

Инфолента » Составлен рейтинг вузов в сфере искусственного интеллекта

Рейтинг вузов, обучающих специалистов в области искусственного интеллекта, представили на Международной конференции по ИИ и машинному обучению AI Journey в Москве. В рейтинг вошли 180 учебных заведений из 64 регионов, он составлен Альянсом в сфере ИИ по поручению президента при поддержке Правительства и Минобрнауки.
«Одна из задач рейтинга - привлечь внимание молодежи к образованию в сфере искусственного интеллекта, показать престиж и пользу этих профессий для экономики страны, а также востребованность таких специалистов на рынке труда. Исследование позволит университетам обмениваться лучшими практиками как с индустриальными партнерами, так и с коллегами по высшей школе,» - прокомментировал Андрей Омельчук, замминистра науки и высшего образования.
При составлении рейтинга учитывалось множество критериев, в числе которых востребованность выпускников и уровень их зарплат, актуальность процесса обучения в сфере ИИ, образовательная среда, число победителей и призеров студенческих олимпиад, средний балл ЕГЭ абитуриентов и участие в развитии школьного образования.
В представленном рейтинге вузы распределены по 12 группам, от «А+» (лидеры) до «Е+» (начинающие).
Лидерами, вошедшими в группу «А+», стали МФТИ, ИТМО и ВШЭ. В группе «А» представлены МГУ им. М.В. Ломоносова и СПбГУ.
В состав группы «В+» вошли МГТУ им. Н.Э. Баумана и УрФУ им. Б.Н. Ельцина, в группу «В» – МИФИ, СПбПУ Петра Великого и Университе… Читать далее

В 2024 году бюджетных мест станет еще больше

Инфолента » В 2024 году бюджетных мест станет еще больше

Со следующего учебного года вновь увеличится количество бюджетных мест в вузах. Это необходимо для повышения доступности высшего образования. Решение принято на заседании Координационного совета под председательством Министра науки и высшего образования Валерия Фалькова, соответствующий приказ будет подписан до 1 ноября.
«Общий объем бюджетных мест на следующий учебный год в российских вузах составит 591 тыс. 967. Это на 1 тыс. 811 больше, чем в нынешнем учебном году. Наибольший рост числа бюджетных мест произойдет по программам подготовки инженеров — их станет на 2 тыс. 281 больше. Это позволит усилить кадрами обеспечение технологического суверенитета — приоритетной задачи, поставленной Президентом», — сообщил заместитель председателя Правительства РФ Дмитрий Чернышенко.
Помимо инженерных направлений обучения, значительно увеличится количество бюджетных мест по группам специальностей «Здравоохранение и медицинские науки», «Биологические науки», «Машиностроение», «Электроника, радиоэлектроника и системы связи», «Информационная безопасность», «Информатика и вычислительная техника», «Электро- и теплоэнергетика», «Математические и естественные науки», «Сельское хозяйство и сельскохозяйственные науки».
Сбор заявок от вузов начнется 1 ноября. В конце декабря станет известно, сколько бюджетных мест достанется каждому из университетов. «Распределени… Читать далее

С 2025 года все вузы перейдут на новую систему образования

Инфолента » С 2025 года все вузы перейдут на новую систему образования

Обучение по новой системе образования начнется во всех российских вузах с 1 сентября 2025 года. Об этом сообщил замглавы Минобрнауки Дмитрий Афанасьев на заседании Комитета по науке и высшему образованию в Госдуме.
К моменту массового перехода должны быть утверждены новые образовательные стандарты и сформирован макет новой системы. По словам замминистра, новые федеральные стандарты разрабатываются для укрупненных групп специальностей, а не отдельно по каждому направлению обучения, в отличие от текущих. Это обеспечит гибкость образовательных программ, сохраняя фундаментальное ядро, обязательное для каждого направления.
По новой системе высшее образование разделится на два уровня: базовый и специализированный. Предусмотрен отдельный уровень – аспирантура. Обучение на базовом уровне будет длиться от 4 до 6 лет, в зависимости от направления. Специализированный уровень включает магистратуру, ординатуру и ассистентуру-стажировку, обучение длится 1–3 года. Аспирантура предусмотрена как отдельный уровень.
Сейчас новую систему высшего образования пробуют 4044 студента, причем лишь 250 из них учатся платно, остальные – на бюджетных местах. Пилотный проект запущен по распоряжению Владимира Путина с текущего 2023–2024 учебного года в шести вузах: МАИ, МИСиС, МПГУ, БФУ им. Канта, Санкт-Петербургском горном университете и Томском государственном университете. В этих вузах изменились 179 образовательных программ базового уровня, 103 программы специализированного высшего образовани… Читать далее

1,5 тыс. студентов получат по миллиону на развитие проектов

Инфолента » 1,5 тыс. студентов получат по миллиону на развитие проектов

Завершился конкурс «Студенческий стартап». По его итогам 1,5 тысячи студентов получат от государства по миллиону рублей на реализацию своих стартапов. Конкурс проводился в рамках федерального проекта «Платформа университетского технологического предпринимательства».
Проекты победителей затронули сферы интеллектуальных производственных, цифровых, химических и биотехнологий, медицину, ресурсосберегающую энергетику, создание новых приборов и креативные индустрии.
«По итогам конкурсного отбора были определены 1,5 тыс. лучших проектов студентов, каждый из которых получит финансирование в 1 млн рублей на создание новых технологий в самых разных областях — от цифровых систем и медицины до архитектуры и дизайна. В сравнении с прошлым годом произошло два важных изменения: число победителей выросло на 500 человек, а сам конкурс приобрел международный характер. Среди студентов российских вузов, чьи проекты признаны экспертным жюри наиболее значимыми и сильными, есть граждане Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, Узбекистана и Сирии,» - прокомментировал Дмитрий Чернышенко, заместитель председателя Правительства. Также он напомнил, что для поддержки студентов в их начинаниях есть и другие грантовые конкурсы: «Предпринимательские точки кипения» и университетские стартап-студии.
 Министр науки и высшего образования Валерий Фальков подчеркнул, что за два года работы федерального проекта «Платформа университетского технологического предпринимательс… Читать далее

Новый модуль «Основы российской государственности» появится в вузах

Инфолента » Новый модуль «Основы российской государственности» появится в вузах

С 1 сентября в высших учебных заведениях будет введен новый модуль «Основы российской государственности». Его практическое внедрение обсуждается на конференции в Центре знаний «Машук» в Пятигорске, в которой принимают участие представители Минобрнауки и 76 российских вузов.
Министр науки и высшего образования Валерий Фальков отметил, что курс необходим для формирования у студентов критического мышления, и перед университетами стоит задача сформировать ценностный каркас и мировоззрение студентов независимо от специальности.
«Мы исходим из того, что университет решает две задачи. Он дает профессиональное знание, готовит к профессии, а также университет воспитывает. Что касается воспитания, в этом направлении самое основное — прямой диалог со студентом. Они ценят умение давать прямые ответы на возникающие у них вопросы. Модуль «Основы российской государственности» — это как раз попытка дать студентам целостное представление о том, что происходит и куда мы двигаемся», — добавил министр.
О введении курса «Основы российской государственности» в декабре прошлого года сообщил Владимир Путин на Госсовете, посвященном молодежной политике. Соответствующее поручение он подписал в январе текущего года.
В разработке нового учебного модуля участвовали 3 тысячи преподавателей из 562 вузов страны. С 2023–2024 учебного года курс будет преподаваться первокурсникам всех российских вузов. Читать далее

Студентам вузов будут давать академ для работы над стартапами

Инфолента » Студентам вузов будут давать академ для работы над стартапами

Министерство науки и высшего образования разработало методические рекомендации для вузов, согласно которым студентам будет предоставляться академический отпуск для создания университетских стартапов. При этом предусматривается в том числе работа над стартапами в рамках федерального проекта «Платформа университетского технологического предпринимательства».
В методических рекомендациях необходимость предоставления академа обусловлена тем, что зачастую студенту сложно одновременно учиться в вузе и развивать университетский стартап. Научные исследования, опытно-конструкторские работы, подготовка документов для привлечения финансирования и другая работа по созданию и коммерциализации продукта отнимают много времени и сил. «В такой ситуации студент сможет получить академический отпуск сроком до двух лет,» - сообщается на сайте министерства.
«Новые рекомендации станут дополнительным стимулом для появления и развития технологических стартапов в российских вузах. Уже сейчас молодые люди активно разрабатывают передовые конкурентоспособные решения в различных отраслях экономики. Возможность взять академический отпуск позволит студентам, заинтересованным в предпринимательской деятельности, реализовать свои проекты без ущерба для учебного процесса. Уверен, что вузы положительно отреагируют на нашу инициативу и примут у себя соответствующие нормативные акты», — прокомментировал Андрей Омельчук, замглавы Минобрнауки.
«Однозначно данная инициатива може… Читать далее

Робототехнику, медиакоммуникации и инженерную педагогику начнут изучать в педвузах

Инфолента » Робототехнику, медиакоммуникации и инженерную педагогику начнут изучать в педвузах

В этом году в педагогических вузах появятся новые направления обучения, связанные с робототехникой, медиакоммуникациями и инженерной педагогикой. Добавлены следующие профили: технологическое образование и образовательная робототехника, инженерная педагогика, медиакоммуникации в образовании, информационные системы и технологии в образовании, технологии географического образования, здоровьесберегающие технологии в образовании и экспертно-аналитическая деятельность в профобразовании.
«Профессия учителя становится более статусной. Все больше ребят связывают свое будущее именно с педагогикой. В 2022 году в педагогические вузы было подано более 370 тысяч заявлений,» - сказал министр просвещения Сергей Кравцов, выступая на международном форуме министров образования. «В этом году, объявленном Годом педагога и наставника, число желающих стать учителем, по предварительным данным, будет еще больше,» - добавил глава министерства.
В новом учебном году выделено 75 тысяч бюджетных мест в педагогических вузах и их филиалах. Приемная кампания стартовала 20 июня, для российских абитуриентов доступно 38 педагогических вузов и 12 филиалов. Сейчас можно подать документы онлайн в 34 вуза и во все филиалы. Читать далее

Экспериментальные изменения затронут 179 образовательных программ в вузах

Инфолента » Экспериментальные изменения затронут 179 образовательных программ в вузах

Минобрнауки запускает пилотный проект по изменению уровней высшего образования. Начиная с 2023-2024 учебного года изменятся 179 образовательных программ базового уровня. «Причем вся палитра: это и материаловедение, и химия, и самолетоавиастроение, и двигатели для летательных аппаратов, и юриспруденция, и педагогика, и, по-моему, даже медиакоммуникации и психология,» - уточнил глава министерства Сергей Фальков, выступая на Петербургском международном экономическом форуме. Также обновятся 103 программы специализированного высшего образования  и 37 программ аспирантуры.
В ближайшее время изменения коснутся только тех вузов, которые выбраны для эксперимента: МИСиС, МАИ, Московский педагогический госуниверситет, Санкт-Петербургский горный университет, Балтийский федеральный университет имени Канта и Томский госуниверситет.
Изменения в системе высшего образования вводятся по указу Владимира Путина. По новой системе высшее образование разделится на два уровня: базовый и специализированный. Предусмотрен отдельный уровень – аспирантура. Обучение на базовом уровне будет длиться от 4 до 6 лет, в зависимости от направления. Специализированный уровень включает магистратуру, ординатуру и ассистентуру-стажировку, обучение длится 1-3 года.
Новая система высшего образования, даже когда будет вводиться во всех вузах, не коснется тех студентов, которые поступали до начала изменений. Они продолжат учиться по тем программам, на которые были зачислены, и получат те дипломы, на которые рассчитывали при поступлении… Читать далее