Закон о просветительской деятельности вступил в силу 1 июня
С 1 июня начинают действовать поправки в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». Согласно им, просветительская деятельность – это «осуществляемая вне рамок образовательных программ деятельность, направленная на распространение знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта и компетенции в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов», говорится в поправках.
Что попадает под определение просветительской деятельности? Это не учеба в школе, колледже или университете, они по-прежнему остаются образованием. А вот просветительская деятельность – это работа всевозможных кружков, секций, онлайн-курсов, семинары и вебинары, факультативные занятия.
Зачем нужны поправки? С помощью правового регулирования станет невозможно под видом просветительской деятельности проводить пропагандистские мероприятия, подрывать конституционный строй, пересматривать историю, дискредитировать политику, разжигать социальную или национальную рознь. Также закон призван оградить школьников и студентов от антироссийской пропаганды.
Казалось бы, звучит все логично и правильно. Но почему же тогда многие деятели науки и искусства, предприниматели и общественные деятели восприняли его «в штыки»? Почему на госпортале, где проекты законов выкладываются для общественного обсуждения, закон о просветительской деятельности набрал 71 голос «за» и более 25 тыс. «против»? Доцент МГУ, астроном Владимир Сурдин прокомментировал, что «даже в советское время никто от лекторов не требовал утверждать тексты своих лекций, согласовывать их с чиновниками. Нам доверяли, потому что мы объективно были полезны государству, мы повышали интеллектуальный уровень страны».
В феврале петербургские деятели культуры направили Владимиру Путину, Михаилу Мишустину и спикеру Госдумы Вячеславу Володину открытое письмо с просьбой отклонить документ. Мотивировали опасением, что закон создаст предпосылки к цензуре, потребует обязательного согласования с властями учебных материалов до публикации, что усложнит ведение просветительской деятельности, и, по их мнению, «никак не повлияет на деятельность запрещенных экстремистских организаций».
С учетом того, что на сайте Федерального портала проектов нормативных правовых актов уже вступивший в силу закон на данный момент в статусе «Формирование окончательного варианта текста проекта нормативного правового акта», в него еще можно вносить изменения, и вышеперечисленные опасения могут оправдаться. Полномочия по определению порядка и формы просветительской деятельности переданы Правительству.
Но стоит помнить, что поправки касаются не образовательной, а просветительской деятельности, осуществляемой вне рамок образовательных программ. Это дополнительное образование.
Дарина Климина