Знания и умения: История Литература Математика ОБЖ Окружающий мир Русский язык Физкультура

Основные знания

Многообразие объектов живой природы, их связи

Темы

Умения

Изучение природы
Изучение природы человеком. Естественные науки. Наблюдение, эксперимент, измерение.
Вселенная
Представления о Вселенной у древних индийцев, шумеров, греков. Взгляды Пифагора на форму Земли. Модели Вселенной по Аристотелю, Птолемею. Взгляды на Вселенную в раннем средневековье. Географические открытия средних веков. Н. Коперник. Дж. Бруно. Г. Галилей. Состав Солнечной системы. Планеты, спутники, малые небесные тела. Звезды. Созвездия. Солнце.
Земля
Представления людей о возникновении Земли. Гипотезы Бюффона, Канта, Джинс, Шмидт. Современные взгляды. Внутреннее строение Земли: ядро, мантия. Земная кора. Горные породы. Вещества в окружающем мире. Природные явления: землетрясения, извержения вулканов, гейзеры. Материки, острова. Природные условия материков. Атмосфера, состав воздух, облака, ветер, погода. Гидросфера, водяной пар, соленость воды, ледники, айсберги, подземные воды. Земля как среда обитания живых организмов.
Жизнь на Земле
Развитие жизни на Земле: жизнь в древнем океане, леса каменноугольного периода, древние пресмыкающиеся, птицы и звери прошлого. Клеточное строение организмов. Деление клеток. Оплодотворение. Разнообразие живого. Царства живой природы. Одноклеточные и многоклеточные организмы, беспозвоночные и позвоночные животные. Среды обитания организмов. Растения и животные материков. Сообщества живых организмов.
Человек на Земле
Научные представления о происхождении человека. Древние предки человека. Человек умелый. Человек прямоходящий. Человек разумный. Географические открытия. Географические представления древнегреческих ученых. Открытие Америки, Австралии, Антарктиды. Изменения в природе, вызванные деятельностью человека. Важнейшие экологические проблемы. Здоровье человека и безопасность жизни.

Главные умения

1. Узнавать наиболее распространенные растения и животных своей местности (в том числе редкие и охраняемые виды); определять названия растений и животных с использованием атласа-определителя;
2. Приводить примеры физических явлений, явлений превращения веществ, приспособлений растений к различным способам размножения; приспособлений животных к условиям среды обитания; изменений в окружающей среде под воздействием человека;
3. Указывать на модели положения Солнца и Земли в Солнечной системе;
4. Находить несколько созвездий Северного полушария при помощи звездной карты;
5. Описывать собственные наблюдения или опыты, различать в них цель, условия проведения и полученные результаты;
6. Сравнивать природные объекты не менее чем по 3-4 признакам;
7. Описывать по предложенному плану внешний вид изученных тел и веществ;
8. Использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи;
9. Находить значение указанных терминов в справочной литературе;
10. Кратко пересказывать доступный по объему текст естественнонаучного характера; выделять его главную мысль.
11. Использовать изученную естественнонаучную лексику в самостоятельно подготовленных устных сообщениях (2-3 минуты).
12. Пользоваться приборами для измерения изученных физических величин.
13. Следовать правилам безопасности при проведении практических работ.
14. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Тесты онлайн!