Новости от Минпросвещения РФ
На портале Госуслуг начался прием заявок на бесплатные курсы программирования для учеников 8–11 классов и студентов техникумов и колледжей, сообщает Минцифры.
Обучение проходит в рамках госпроекта «Код будущего». Школьники и студенты смогут обучиться востребованным языкам программирования, в том числе Python, Java, C++, C#, 1С, Lua, SQL, JavaScript и другим за счет государства.
Учеба будет проходить на базе ведущих ИТ-компаний и вузов, в число которых входят МГТУ им. Н.Э. Баумана, МФТИ, Университет Иннополис, Российский новый университет и Яндекс.
2023–2024 учебный год станет первым в проекте. Есть курсы как для начального и базового уровней подготовки, так и для продвинутого. На выбор предлагается 68 курсов, их число будет пополняться. Каждый курс рассчитан на 144 академических часа и включает 4 учебных модуля.
Курсы можно проходить очно или онлайн, очные курсы от партнеров проекта есть в нескольких регионах. Узнать наличие курсов в определенном городе можно на интерактивной карте в форме подачи заявок.
Заявки принимаются на Госуслугах: https://gosuslugi.ru/futurecode до 30 сентября. Заявление могут подать школьники, студенты и их родители. Необходимо выбрать регион, формат – офлайн или онлайн, организацию, на базе которой будет проходить обучение, уровень подготовки и желаемый язык программирования.
После проверки заявления в личном кабинете появится ссылка на вступительное испытание, которое нужно пройти в течение 10 рабочих дней. В случае успешно… Читать далее
В Цюрихе в очном формате прошла 55-я Международная химическая олимпиада. Ученики российских школ завоевали три золотые и одну серебряную медаль.
«Российские школьники достойно выступили на олимпиаде по химии в Цюрихе и пополнили копилку российских медалей на международных интеллектуальных соревнованиях. Мы видим, что в разных регионах нашей большой страны есть талантливые педагоги, которые смогли заинтересовать своих воспитанников химией, дать им системные знания и важные практические навыки. А их ученики, в свою очередь, сделали все, чтобы продемонстрировать высокий уровень знаний. Поздравляю ребят, их тренеров и наставников и желаю новых успехов и побед!» – обратился к участникам и их педагогам Министр просвещения Сергей Кравцов.
Обладателями золотых медалей стали Сергей Росляков из московской школы Центра педагогического мастерства, Никита Перов из казанского лицея № 131 и Вадим Харисов из Республиканского инженерного лицея-интерната в Уфе. Все трое золотых медалистов ранее завоевали золотые медали на 57-й Международной Менделеевской олимпиаде по химии в Астане.
Серебряную медаль получил Алексей Михеев из Алтайской школы № 2 имени Почетного гражданина Алтайского края И.А. Яркина в с. Алтайское.
55-я Международная химическая олимпиада включала теоретический и практический этапы. В российскую интеллектуальную сборную вошли победители всероссийской школьной олимпиады по химии. Для подготовки к международным состязаниям они прошли учебно-тренировочные сборы. Руководителе… Читать далее
С нового учебного года во всех школах будут еженедельно проводиться занятия по профориентации. Об этом сообщил министр просвещения Сергей Кравцов на Всероссийском совещании по вопросам развития системы образования.
«С 1 сентября 2023 года во всех школах Российской Федерации будет внедрена единая модель профориентации – профориентационный минимум. Каждая школа выберет один из уровней реализации профминимума: базовый, основной или продвинутый. В 6–11-х классах еженедельно в рамках внеурочной деятельности по четвергам будут проходить занятия по профориентации «Россия – мои горизонты», – рассказал Сергей Кравцов.
Глава Минпросвещения добавил, что методические рекомендации, предусматривающие семь направлений профориентационного минимума, уже направлены регионам.
Обсуждая перспективы развития системы образования, Сергей Кравцов отметил, что продолжается работа над воспитательной ролью образования. В прошлом году начался и отлично себя показал просветительский проект «Разговоры о важном». Сейчас уже есть предложения по развитию проекта на следующий учебный год, в том числе определена тематика будущих занятий.
Также в прошедшем учебном году во всех школах начали проводить церемонию поднятия государственного флага с исполнением гимна, что призвано развить в детях любовь и уважение к стране.
Что касается обновлений в воспитательной работе, Минпросвещения разработало информационные материалы «Наши Герои», рассказывающие о выдающихс… Читать далее
В грядущем учебном году Министерство просвещения расширяет программу «Российский учитель за рубежом». В обновленную географию проекта добавят Китай, Египет, Кубу и Венесуэлу.
«Проект «Российский учитель за рубежом» направлен на повышение качества преподавания и изучение русского языка и общеобразовательного предмета на русском языке,» - сообщил глава министерства Сергей Кравцов. Он добавил, что для работы за рубежом требуется 632 учителя-методиста.
В прошедшем учебном году преподавать за границей поехали 379 учителей. Они работали в Турции, Вьетнаме, Сербии, Монголии, Киргизии, Таджикистане и Узбекистане.
Гуманитарный проект «Российский учитель за рубежом», реализуемый Минпросвещения РФ и министерствами образования стран-партнеров, начался в 2017 году в Таджикистане. В 2019 году учителя смогли поехать в Сербию, Киргизию и Монголию, в 2021 году к проекту присоединились Вьетнам и Узбекистан. Читать далее
Предварительные итоги экзаменационной кампании 2023 года обсудили на пресс-конференции с участием министра просвещения Сергея Кравцова, главы Рособрнадзора Анзора Музаева и разработчиков КИМ ЕГЭ.
В Рособрнадзоре сообщили, что продолжается трансформация моделей ЕГЭ с учетом обновленных госстандартов образования. Например, сделан акцент на заданиях, которые пригодятся в дальнейшей учебе, связанных с анализом информации, умением рассуждать и аргументировать, использовать теоретические знания на практике.
ЕГЭ по русскому языку сдавали более 623 тыс. человек. Увеличилось число высокобалльников – тех, кто получил более 80 баллов. На максимальный балл экзамен написали почти 3 тысячи выпускников.
«Заметна тенденция к улучшению знания норм современного русского языка: лучше стали выпускники ставить ударения в словах, образовывать формы слов, особенно числительных», – поделился Роман Дощинский, руководитель комиссии разработчиков КИМ ЕГЭ по русскому языку. Также он отметил «недостаточно совершенное» языковое оформление сочинений, несмотря на хорошее содержание. Среди недостатков - шаблонность речи, смысловые повторы, ошибки в работе с источниками.
Математику базового уровня сдавали 337 тысяч выпускников. Стало меньше тех, кто не справился с заданиями и получил неудовлетворительный балл. Более 33% получили пятерку – максимальный балл, экзамен оценивается по пятибалльной шкале.
ЕГЭ по математике профильного уровня написали около 282 тысяч челове… Читать далее
Первая Международная олимпиада по химии прошла с 11 по 17 июня в Узбекистане. Школьники из России завоевали одну золотую, две серебряные и одну бронзовую медаль. Наград удостоился каждый участник сборной.
Обладателем золотой медали стал Расул Эфендиев из московской школы Центра педагогического мастерства. Серебряные медали завоевали московские школьники Кирилл Михолап из школы им. маршала В.И. Чуйкова и Глеб Микрюков из школы Центра педагогического мастерства. Бронзовой медалью награжден Сергей Талалаев из московской школы № 2007 ФМШ.
Первая Международная олимпиада по химии имени Абу Райхана Беруний проведена среди школьников и студентов колледжей. Олимпиада названа в честь средневекового ученого-энциклопедиста и мыслителя.
Состязания проходили в два этапа. В первом нужно было в течение трех часов письменно выполнить пять заданий. Во втором этапе, который длился два часа, участники выполняли практическое лабораторное задание.
В состав сборной вошли победители и призеры всероссийской олимпиады по химии. Руководителем команды стал Василий Краснобров, педагог московской школы Центра педагогического мастерства.
«Уровень заданий был высокий, сопоставимый с заданиями международной Менделеевской олимпиады – одного из крупнейших и статусных мировых соревнований по химии. Наши ребята выступили достойно», – прокомментировал Вадим Еремин, профессор химфака МГУ им. M.B. Ломоносова. Читать далее
Число выпускников, получивших более 80 баллов ЕГЭ, увеличилось по сравнению с прошлым годом. Статистикой поделился министр просвещения Сергей Кравцов на Петербургском международном экономическом форуме.
Результаты первых госэкзаменов, которые выпускники сдавали в конце мая, стали доступны в начале июня. Уже тогда регионы начали рассказывать о стобалльниках и количестве выпускников, сдавших экзамен на 80 баллов и выше.
Сергей Кравцов в интервью «России 24» поделился подробной статистикой результатов ЕГЭ, которые прошли в первый день экзаменов: по химии, литературе и географии. Он уточнил, что более 80 баллов по этим предметам набрал каждый четвертый выпускник.
Согласно данным, самый заметный рост среди сдающих литературу: число высокобалльников увеличилось до 25%, в прошлом году их было 18,5%. На ЕГЭ по химии рост составил 4%, по географии – почти 1,5%.
Что касается средних баллов по химии, литературе и географии, здесь рост не такой заметный, как в случае с высокобалльниками. Средний балл вырос на 0,1 по географии, на 2 по химии и на 3 по литературе, и составили 54,6 на ЕГЭ по географии, 56,2 - по химии, и самый высокий - 63,97 – по литературе.
Посмотреть результаты единого госэкзамена можно в личном кабинете на Госуслугах в разделе «Документы», выбрав пункт «Образование», где появится блок «Результаты ЕГЭ». Читать далее
Министерство просвещения начало формировать Национальный комплексный рейтинг всех техникумов и колледжей России. Об этом сообщил глава ведомства Сергей Кравцов на международном экономическом форуме в Санкт-Петербурге, в рамках сессии «Профессионалитет»: отраслевой подход к подготовке кадров в условиях импортозамещения». Рейтинг будет готов к концу года.
«Сегодня мы впервые покажем подходы к формированию рейтинга системы среднего профессионального образования. Это следующий шаг в повышении качества образования. Самым главным результатом этой работы станет обеспечение трудоустройства выпускников с достойной зарплатой. Сейчас мы формируем методику, профессиональный рейтинг эффективности работы всех колледжей нашей страны будет опубликован в декабре 2023 года», – сказал министр просвещения.
Также Сергей Кравцов рассказал о методике формирования рейтинга, отметив принцип прозрачности, открытости всех данных, охват всех заведений СПО в стране, возможность обновления рейтинга и сфокусированность на результате.
Среди ключевых показателей рейтинга названы трудоустройство выпускников, их карьерный рост и уровень зарплат. Также учитывается вовлечение студентов в чемпионатное движение по профмастерству и участие преподавателей во всероссийском конкурсе «Мастер года».
Национальный рейтинг учебных заведений среднего профессионального образования нужен не только для выявления лидеров, но и для определения зоны внимания на уровне страны и региона, а такж… Читать далее
В Казани прошел международный форум министров образования «Формируя будущее». В нем приняли участие представители образовательных ведомств из 31 страны. Руководители министерств дошкольного, общего и высшего образования, педагоги и представители научных организаций заинтересовались российскими проектами и технологиями в сфере образования.
Министр просвещения Сергей Кравцов предложил участникам форума выбрать самые заинтересовавшие тематические направления. Наибольшее внимание получили технологии проведения ЕГЭ, платформа «Российская электронная школа» и проект «Российский учитель за рубежом».
По словам замминистра просвещения Дениса Грибова, платформа «Российская электронная школа» содержит большой массив образовательного контента, который можно применять для обучения в разных странах. Участники форума заинтересованы в обмене опытом по подготовке рабочих специалистов, развитии сотрудничества в сфере профессионального образования. Представителей иностранных министерств образования заинтересовал проект «Российский учитель за рубежом», в котором уже участвуют семь стран, а во время форума поступили заявки и от других государств, желающих принять российских учителей и методистов. Также большой интерес вызвала презентация технологий проведения ЕГЭ.
«Россия - открытая страна, с нами хотят сотрудничать, проводить обмен учителями, повышение квалификации, вместе организовывать детский отдых,» сказал Сергей Кравцов, подводя итоги форума «Формируя будущее»… Читать далее
Уроки черчения снова будут преподавать в школах с 2024–2025 учебного года. Такое поручение дал Владимир Путин на заседании президиума госсовета.
Изучать черчение будут все ученики средней школы и старшеклассники, учащиеся по технологическому (инженерному) профилю.
Инициативу возвращения в школьную программу черчения выдвинул губернатор Тульской области, председатель комиссии госсовета по направлению «Промышленность» Алексей Дюмин. Он отметил, что черчение – это азы инженерных знаний. По его словам, он по долгу службы много общается с инженерами, технологами, конструкторами, металлургами, химиками, преподавателями технических вузов, и все они просят возвращения в школы черчения.
Глава Минпросвещения Сергей Кравцов ответил Алексею Дюмину, что черчение не исключалось из школьной программы, а сейчас изучается в рамках уроков технологии.
Учителя же согласились с предложением возвращения в школы черчения в качестве отдельного предмета, в некоторых школах предмет вовсе не убирали. Также, по мнению учителей, сейчас инженеры чертят не на бумаге, а в специальных программах, и в школах достаточно дать базовые знания в традиционной форме, а далее, если понадобятся, дети будут изучать системы автоматизированного проектирования в рамках освоения профессии. Читать далее