Основные знания

География России. Население и хозяйство

Темы

Умения

Место России в мире
Политико-административное устройство. Географическое положение и границы. Государственная территория.
Население России
Численность населения в сравнении с другими государствами. Своеобразие половозрастной пирамиды и определяющие его факторы. Многонациональность. Языковой состав. География религий. Городское и сельское население. Миграции населения. Трудовые ресурсы. Географические различия в уровне жизни населения.
Географические особенности экономики России
Понятие хозяйства страны. Уровень его развития. География основных типов экономики. Отрасли, межотраслевые комплексы и сектора хозяйства. Современная экономика и перспективы развития.
Важнейшие межотраслевые комплексы России и их география
Научный комплекс. Машиностроение. Военно-промышленный комплекс. Топливно-энергетический комплекс. Нефтяная промышленность. Газовая промышленность. Угольная промышленность. Электроэнергетика. Металлургия. Химическая промышленность. Лесная промышленность. Сельское хозяйство. Земледелие. Животноводство. Пищевая промышленность. Легкая промышленность. Инфраструктурный комплекс. Коммуникационная система. Жилищное и рекреационное хозяйство.
Районирование территории
Общественная география крупных регионов. Виды районирования.
Западный макрорегион – европейская Россия
Центральная Россия. Европейский Север. Европейский Юг – Северный Кавказ. Поволжье. Урал. Западная Сибирь. Восточная Сибирь. Дальний Восток.
Родной край
Состав территории, ЭГП, административно-территориальное устройство. Природные условия и ресурсы. Население и трудовые ресурсы. Особенности хозяйства. Внешние экономические связи. Внутренние различия.
Россия в современном мире
Россия и страны СНГ. География государств нового зарубежья. Оценка их исторических, экономических и этнокультурных связей с Россией. Взаимосвязи России с другими странами мира.

Главные умения

1. Выделять, описывать существенные признаки географических объектов и явлений, особенности хозяйства регионов России и их экономических связей.
2. Находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем.
3. Приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов, рационального природопользования.
4. Прогнозировать изменения природных объектов в результате хозяйственной деятельности человека, возможные пути развития территории под влиянием определённых факторов.
5. Составлять краткую географическую характеристику разных территорий, крупных регионов на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления.
6. Определять на местности, плане и карте расстояния, направления высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов.
7. Применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости.
8. Называть (показывать) основные отрасли хозяйства, отраслевые комплексы, крупнейшие промышленные центры, основные транспортные магистрали и крупные транспортные узлы, географические районы, их территориальный состав, отрасли местной промышленности.
9. Описывать природные ресурсы, периоды формирования хозяйства России, особенности отраслей, традиционные отрасли хозяйства коренных народов в национально-территориальных образованиях, экономические связи районов, состав и структуру отраслевых комплексов, основные грузо- и пассажиропотоки.
10. Объяснять различия в освоении территории, влияние разных факторов на формирование географической структуры районов, размещение главных центров производства, сельскохозяйственную специализацию территории, структуру ввоза и вывоза, современные социально-экономические и экологические проблемы территорий.

Тесты онлайн!

География. Топливно-энергетический комплекс. 9 класс

Статистика теста

0–25%

226 человек

26–50%

543 человека

51–75%

156 человек

76–100%

218 человек

География. География металлургии. 9 класс

Статистика теста

0–25%

146 человек

26–50%

394 человека

51–75%

227 человек

76–100%

260 человек

География. Химическая и лесная промышленность. 9 класс

Статистика теста

0–25%

176 человек

26–50%

541 человек

51–75%

221 человек

76–100%

257 человек

География. Машиностроение и легкая промышленность. 9 класс

Статистика теста

0–25%

204 человека

26–50%

497 человек

51–75%

144 человека

76–100%

188 человек