Основные знания
Вещества. Химические реакции. Применение веществ. Язык химии.Темы
Умения
Главные умения
1. Использовать при характеристике металлов и их соединений понятия: «неметаллы», «галогены», «аллотропные видоизменения», «жесткость воды», «временная жесткость воды», «постоянная жесткость воды», «общая жесткость воды».
2. Давать характеристику химических элементов-неметаллов (водорода, галогенов, кислорода, серы, азота, фосфора, углерода, кремния) по их положению в Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева (химический знак, порядковый номер, период, группа, подгруппа, относительная атомная масса, строение атома (заряд ядра, число протонов и нейтронов в ядре, общее число электронов, распределение электронов по электронным слоям), простое вещество, формула, название и тип высшего оксида и гидроксида, формула и характер летучего водородного соединения).
3. Называть соединения неметаллов и составлять их формулы по названию.
4. Характеризовать строение, общие физические и химические свойства простых веществ-неметаллов.
5. Объяснять зависимость свойств (или предсказывать свойства) химических элементов-неметаллов (радиус, неметаллические свойства элементов, окислительно-восстановительные свойства элементов) и образуемых ими соединений (кислотно-основные свойства высших оксидов и гидроксидов, летучих водородных соединений, окислительно-восстановительные свойства) от положения в Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева.
6. Описывать общие химические свойства неметаллов с помощью естественного (русского или родного) языка и языка химии.
7. Составлять молекулярные уравнения реакций, характеризующих химические свойства неметаллов и их соединений, а также электронные уравнения процессов окисления-восстановления; уравнения электролитической диссоциации; молекулярные, полные и сокращенные ионные уравнения реакций с участием электролитов.
8. Устанавливать причинно-следственные связи между строением атома, химической связью, типом кристаллической решетки неметаллов и их соединений, их общими физическими и химическими свойствами.
9. Описывать химические свойства водорода, галогенов, кислорода, серы, азота, фосфора, графита, алмаза, кремния и их соединений с помощью естественного (русского или родного) языка и языка химии.
10. Описывать способы устранения жесткости воды и выполнять соответствующий им химический эксперимент.
11. Выполнять, наблюдать и описывать химический эксперимент по распознаванию ионов водорода и аммония, сульфат-, карбонат-, силикат-, фосфат-, хлорид-, бромид-, иодид-ионов.
12. Экспериментально исследовать свойства металлов и их соединений, решать экспериментальные задачи по теме «Неметаллы».
13. Описывать химический эксперимент с помощью естественного (русского или родного) языка и языка химии.
14. Проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям реакций, протекающих с участием неметаллов и их соединений.