Основные знания

Антропология

Темы

Умения

Место человека в системе органического мира
Человек как часть живой природы. Черты сходства человека и животных. Сходство и различия человека и человекообразных обезьян. Человек разумный.
Происхождение человека
Биологические и социальные факторы антропосоциогенеза. Этапы антропогенеза и факторы становления человека. Расы человека, их происхождение и единство.
Краткая история развития знаний о строении и функциях организма человека
Науки о человеке: анатомия, физиология, гигиена. Великие анатомы и физиологи: Гиппократ, Клавдий Гален, Андреас Везалий.
Общий обзор строения и функций организма человека
Клеточное строение организма. Ткани: эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная. Органы человеческого организма. Системы органов. Взаимосвязь органов и систем органов как основа гомеостаза.
Координация и регуляция
Гуморальная регуляция. Железы внутренней секреции. Гормоны и их роль в обменных процессах. Нервно-гуморальная регуляция.
Опора и движение
Скелет человека, его отделы: осевой скелет, скелет поясов конечностей. Особенности скелета человека, связанные с трудовой деятельностью и прямохождением. Состав и строение костей: трубчатые губчатые кости. Рост костей. Возрастные изменения в строении костей. Типы соединения костей. Заболевания опорно-двигательной системы и их профилактика. Мышечная система. Строение и развитие мышц. Основные группы мышц, их функции. Работа мышц; статическая и динамическая нагрузки. Роль нервной системы в регуляции работы мышц. Утомление мышц, роль активного отдыха в восстановлении активности мышечной ткани. Значение физической культуры и режима труда для правильного формирования опорно-двигательной системы.
Внутренняя среда организма
Понятие «внутренняя среда». Тканевая жидкость. Кровь, её состав и значение в обеспечении жизнедеятельности организма. Клеточные элементы крови: эритроциты, лейкоциты, тромбоциты. Плазма крови. Свёртывание крови. Группы крови. Лимфа. Иммунитет. Инфекционные заболевания. Предупредительные прививки. Переливание крови. Донорство.
Транспорт веществ
Сердце, его строение и регуляция деятельности. Большой и малый круги кровообращения. Лимфообращение. Движение крови по сосудам. Кровяное давление. Заболевания органов кровообращения, их предупреждение.
Дыхание. Пищеварение. Обмен веществ и энергии. Выделение. Покровы тела. Размножение и развитие. Высшая нервная деятельность.
Потребность организма человека в кислороде воздуха. Органы дыхания, их строение. Дыхательные движения. Газообмен в лёгких, тканях. Перенос газов эритроцитами и плазмой крови. Регуляция дыхания. Искусственное дыхание. Голосовой аппарат. Питательные вещества и пищевые продукты. Потребность человека в пище и питательных веществах. Витамины. Пищеварение. Строение и функции органов пищеварения. Пищеварительные железы: печень и поджелудочная железа. Этапы процессов пищеварения. Общая характеристика обмена веществ и энергии. Пластический и энергетический обмен, их взаимосвязь. Витамины, их роль в обмене веществ. Гиповитаминоз. Гипервитаминоз. Конечные продукты обмена веществ. Органы выделения. Почки, их строение и функции. Образование мочи. Роль кожи в выведении из организма продуктов обмена веществ. Строение и функции кожи. Роль кожи в теплорегуляции. Закаливание. Гигиенические требования к одежде, обуви. Заболевания кожи и их предупреждение. Система органов размножения: строение и гигиена. Оплодотворение. Внутриутробное развитие, роды. Лактация. Рост и развитие ребёнка. Планирование семьи. Рефлекс — основа нервной деятельности. Виды рефлексов. Формы поведения. Особенности высшей нервной деятельности и поведения человека. Познавательные процессы. Торможение. Типы нервной системы. Речь. Мышление. Сознание. Биологические ритмы. Сон, его значение и гигиена. Гигиена умственного труда. Память. Эмоции. Особенности психики человека.
Человек и его здоровье
Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Оказание первой доврачебной помощи при кровотечении, отравлении угарным газом, спасении утопающего, травмах, ожогах, обморожении. Укрепление здоровья: двигательная активность, закаливание. Факторы риска: стрессы, гиподинамия, переутомление. Вредные привычки, их влияние на здоровье человека. Человек и окружающая среда. Окружающая среда как источник веществ и энергии. Среда обитания. Правила поведения человека в окружающей среде.

Главные умения

1. Понимать смысл биологических терминов.
2. Знать признаки сходства и отличия человека и животных.
3. Знать сущность биологических процессов: обмена веществ и превращения энергии, питание, дыхание, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма.
4. Знать особенности организма человека: его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения.
5. Объяснять роль биологии в практической деятельности людей и самого ученика, значение различных организмов в жизни человека, место и роль человека в природе. Зависимость здоровья от состояния окружающей среды, причины наследственных заболеваний и снижение иммунитета у человека, роль гормонов и витаминов в организме, влияние вредных привычек на здоровье человека.
6. Изучать самого себя и процессы жизнедеятельности человека, ставить биологические эксперименты, объяснять результаты опытов.
7. Распознавать на таблицах и описывать основные органы и системы органов человека.
8. Выявлять взаимосвязь загрязнения окружающей среды и здоровья человека, взаимодействие систем и органов организма человека.
9. Сравнивать человека и млекопитающих и делать соответствующие выводы.
10. Определять принадлежность человека к определенной систематической группе.
11. Анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье человека.
12. Проводить самостоятельный поиск биологической информации: в тексте учебника, биологических словарях и справочниках, терминов, в электронных изданиях и Интернет-ресурсах.

Тесты онлайн!

Биология. Становление наук о человеке. 8 класс

Статистика теста

0–25%

927 человек

26–50%

7652 человека

51–75%

8094 человека

76–100%

9991 человек

Биология. Человек в ряду живых существ. 8 класс

Статистика теста

0–25%

10944 человека

26–50%

4261 человек

51–75%

1632 человека

76–100%

2623 человека

Биология. Строение организма. 8 класс

Статистика теста

0–25%

2900 человек

26–50%

5758 человек

51–75%

6708 человек

76–100%

10661 человек

Биология . Общий обзор организма. 8 класс

Статистика теста

0–25%

4711 человек

26–50%

3908 человек

51–75%

3168 человек

76–100%

4430 человек

Иван Залевский

Россия, Санкт-Петербург

Будущий учитель биологии. Имею собственную технику обучения, опыт в репетиторстве 1 год)

Могу научить:

Репетитор по биологии

Мария Пожарская

Россия, Москва

Сопровождение по школьной программе, ОГЭ и ЕГЭ

Могу научить:

Репетитор по биологии

Специалист по Биохимии и молекулярной биологии.

Могу научить:

Занятия по Общей биохимии

Арина Лисовец

Россия, Краснодар

Профессионально и с заботой готовлю школьников и студентов к экзаменам по химии, биологии и латыни.

Могу научить:

Репетитор по химии, биологии и латинскому языку

Репетитор по биологии, химии и латинскому языку

Репетитор по химии, биологии и латинскому языку